Шпаковская Людмила Александровна
Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста»
В диалогической речи развиваются умения необходимые
для более сложной формы общения – монолога.
Монолог зарождается в недрах диалога.
Ф. А. Сохин
Публикация «Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста главное место занимает - развитие речи, речевого общения.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста заключается в формировании связной устной речи, с учетом возрастных особенностей.
Связная речь– это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Важной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым и грамматическим строем, словарным составом.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог. Каждая из этих форм имеет собственные особенности, которые в свою очередь определяют методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи имеет важнейшее значение на стадии речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
Диалогическая речь – это разговор двух или нескольких лиц.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции родного языка.
Можно выделить несколько групп диалогических умений :
• Собственно речевые умения.
• Умения речевого этикета.
• Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
• Умение общаться в совместных действиях, достижение результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
• Невербальные (неречевые) умения.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В возрасте от 1 до 3 лет ставится задача понимания речи окружающих.
В возрасте от 3до 4 лет основной задачей воспитателя является обучение малышей легко вступать в общение со взрослыми и сверстниками.
В возрасте от 4 до 5 лет детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление детей рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях.
В возрасте от 5 до 7 лет следует -учить более точно отвечать на вопросы, -объединять в распространенном ответе реплики товарищей, -отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. -закреплять умение участвовать в общей беседе, - внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям - формулировать и задавать вопросы, - в соответствии с услышанным строить ответ, - дополнять, исправлять собеседника, - сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Воспитатель большое внимание должен уделять качеству ответов детей : учить отвечать как в краткой, так и в развернутой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно следует приобщать детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда вопрос адресован именно воспитателем, слушать высказывания товарищей.
Продолжается работа над воспитанием культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте!Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, встречать гостя и общаться с ним.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Ещё одной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.
Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
Различаются следующие типы монологической речи :
1. Описание–это характеристика предмета в статике.
2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
3. Рассуждение–это логическое изложение материала в форме доказательства.
4. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
5. Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.
Рассмотрим более подробно методику обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
1. Описание – В составлении данных рассказов учат дошкольников описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.
Структура описание начинается с названия предмета или объекта; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценка предмету или высказывающая отношение к нему.
Если описывается кукла, то сначала описывают её внешность, затем – наряд. В завершении высказывается отношения к кукле. Например, Мне очень нравится кукла Маша потому что она красивая и с ней можно играть.
2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях. Обращается внимание на структурное оформление повествований и дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз…собрались звери на полянке. Стали они…Вдруг…Взяли звери…И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. Дети старшего дошкольного возраста с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы между картинками («И вот тогда», «В это время» и т. п.).
Структура повествования более жесткая, чем структура описания, т. к. перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий, поэтому структура повествования- начало, середина, конец, должно быть выдержана чётко!
Главная задача при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий? что происходило сначала и что происходило потом?
При составлении описательных и повествовательных рассказов целесообразно использовать опорные схемы, мнемотаблицы. Эти схемы в рисованном виде представляют ребёнку речевой план о каком-либо предмете. При работе со схемами дети вовлекаются в игровую деятельность Составить рассказы помогают такие речевые игры, как «Писатель», «Самый главный», «Забывчивый покупатель», «Самый главный». Эти игры способствуют обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи детей.
3. Рассуждение Следующим типом монологической речи является рассуждение. Рассуждение–это логическое изложение материала в форме доказательства. Текст включает причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку.
Структура рассуждение включает начальное предложение, доказательство выдвинутого положения и вывод.
Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"
Структура рассуждения, как и описания не является жёсткой. Доказательства данного рассуждения могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений. И может быть сделан не один, а несколько выводов.
Пример текста - рассуждения – «Если я пойду гулять, то мама меня наругает, а если сделаю уроки то похвалит. Так что же выбрать - всё думал маленький Витя и не заметил как прошел весь день. В итоге он ничего не сделал»
4. Пересказ –это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. В возрасте 5-7лет дети пересказывают содержание не только хорошо известных сказок и рассказов, но и тех, которые услышали впервые.
Структура пересказа: сначала - чтение текста взрослым, затем –ответы детей на вопросы по содержанию текста и непосредственно пересказ.
При пересказывании сказки применяются игровые моменты, тем самым наблюдается интеграция образовательной области «социализация». Можно применять игровую ситуацию: пригласить детей в путешествие по сказкам (сказки могут быть различного жанра). Например, посадить детей на ковер, предложить представить, что это ковер - «самолет» и произнести волшебные слова «Сниб, снаб, снурре» и «полететь» под соответствующее музыкальное сопровождение в страну сказок, где дети обнаружат под могучим «дубом» сундучок, с вопросами по сказке. Отвечая на каждый вопрос, дети рисуют сюжет, запомнившийся из сказки. И так по каждому вопросу. В результате чего создается самими детьми рукописная сюжетная книжка.
Следующий тип монологической речи – составление рассказов
5. Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания. Дети создают различные виды творческие рассказы, сочиняют самостоятельно сказки.
Темы рассказов могут быть различными: события, случаи, происходящие по дороге в детский сад, на прогулке, в лесу, на празднике и т. д. Это может быть и описание животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса - словом то, что окружает ребёнка. Дети с удовольствием рассказывают друг другу о событиях, тем самым непосредственно развивается монологическая речь.
Таким образом, мы стараемся найти разные формы приобщения детей к речевому развитию. Шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.