Светлана Чумаченко
Тренинговое занятие «Я в домике: как научиться выстраивать свои границы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинговое занятие «Я в домике: как научиться выстраивать свои границы»
Цель: Научиться определять и отстаивать свои личные границы во взаимодействии с другими людьми.
Задачи:
1. Определить понятие «психологические (личные) границы».
2. Помочь выявить, где начинаются и где заканчиваются собственные границы.
3. Предложить варианты эффективного взаимодействия и обозначения собственных границ во взаимодействии с другими людьми.
План занятия:
1. Приветствие
2. Теоретический блок
3. Упражнение «Ручеек»
4. Упражнение «Нарушение»
5. Упражнение «Таможня»
6. Завершение
Программа занятия:
1. Приветствие
Цель: знакомство с участниками тренинга. Текст для ведущего: «Ребята, я предлагаю нам познакомиться следующим образом: каждый из вас по кругу продолжит фразу «Многие знают, что я… Но мало кто знает, что я…». Вам нужно рассказать какой-либо факт, который о вас знают все, и факт, который никто не знает о вас».
2. Теоретический блок
Текст для ведущего: «Как вы считаете, что такое личные границы? Как вы понимаете, что ваши границы нарушены? Приведите, пожалуйста, пример из вашей жизни, когда ваши границы были нарушены, а может быть, вы за собой заметили, как нарушили чужие».
Обсуждение. Все живое физически имеет свои ограничения, пределы. В психологическом смысле «границы» – это понимание и осознание собственного «Я» как отдельного от других. Понимание своей отдельности формирует основу нашей личности. Четкие границы словно «говорят» нам, где мы, а где не мы; что мы чувствуем, а что – нет; что нам доставляет удовольствие, а что – нет; чего мы хотим, а чего мы не хотим. И в этом смысле наши границы определяют нас. Точно так же, как физические границы показывают, где начинается и где заканчивается частное владение, психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем мы не являемся. Личные границы – это не только защита от постороннего вторжения. Это еще и способ самоограничения. Установив границы, вы никогда не позволите себе грубого, бестактного поведения в отношении другого человека.
Границы нужны для обозначения двух важных вопросов:
1. Что я считаю своей собственностью (и соответственно, буду защищать?
2. За что я несу ответственность (и буду пытаться контролировать?
Каким словом, мы чаще всего определяем свои границы? Это слово «нет». Наше «нет» обозначает наши границы и, таким образом, мы предупреждаем другого об их нарушении. Произнося «нет», мы даем другим людям понять, что существуем отдельно от них и сами управляем своей жизнью.
Как вы считаете, откуда берутся личные границы?
Как мы сами их определяем? Границы не передаются по наследству, их надо формировать. Для этого с детства каждому из нас надо усвоить, что в жизни существуют ограничения. Процесс формирования границ длится всю жизнь, однако именно в детстве закладывается их фундамент, когда формируется характер ребенка. Конечно, установленные границы никогда не будут соблюдаться полностью. Но, установив границы, можно определить, какое место в вашей жизни занимают отношения: с собой и с другими. На что я готов ради них? Определение границ, – это часть самопознания. Его цель – познание себя как личности, своих свойств и способностей, слабых и сильных сторон. Самопознание включает в себя поиск собственного места в жизни, определение своих интересов, потребностей, мотивов, идеалов, целей, убеждений. Самопознание происходит во время рефлексии, обдумывания принятых решений, в сравнении себя с другими людьми.
Как вы считаете?
Где грань между равнодушием и соблюдением границ?
Где грань между эгоизмом и соблюдением границ?
3. Упражнение «Ручеек»
Цель: осознание участниками своих телесных границ, своих ощущений, когда их нарушают.
Текст для ведущего: «Сейчас мы с вами проведем упражнение. Участники встают в две шеренги, образуя коридор. Один участник закрывает глаза и идет через этот коридор. Задача остальных участников – здороваться с ним за руки и поглаживать по другим частям тела. Нельзя трогать низ живота, грудь, голову. Прошедший коридор участник становится в конец шеренги. Затем в коридор входит следующий участник, стоящий в начале шеренги. Так коридор проходит вся группа. Важно, чтобы прикосновения участников были легкими и нежными». Это упражнение на осознание телесных границ.
Обсуждение.
Сложно ли было идти с закрытыми глазами?
Что чувствовали, когда до вас дотрагивались?
Что хотелось сделать?
4. Упражнение «Нарушение»
Цель: обозначить ситуации нарушения границ, предложить вариант интерпретации для сохранения собственных границ, показав тем самым границы ответственности.
Текст для ведущего: «Люди могут взламывать границы других. Мы начинаем чувствовать дискомфорт и разную палитру негативных эмоций (вину, стыд, печаль, гнев и т. д.). Эта палитра эмоций по-разному проявляется в нашем поведении, но самое основное, во что мы начинаем верить – что границы нет, что мы – есть часть другого человека, мы ответственны за его судьбу, что мы влияем на события в его жизни, и поступаем в угоду другого человека. Сейчас мы разделимся на команды, каждая из которых получит реплики, которые могут указывать на нарушение психологических границ. А на доске будут обозначены четыре категории, по которым можно разделить данные реплики. Задача команды правильно определить категорию своей реплики. В повседневной жизни это выражается в поведении: люди могут брать ваши вещи, садиться на ваше место, пользоваться вашими деньгами, не отдавать долг, манипулировать вами и многое, многое другое. Как бы там не происходило, человек в чьи границы вторглись, может испытывать замешательство, страх, гнев, пытаться избежать дальнейшего общения. Если же границы слабые – в личность вторгаются регулярно, такой человек испытывает довольно сильный стресс, он не может адекватно защититься. Если в норме мы чувствуем себя в своих границах, свою личность именно своей, дружественной, то люди со слабыми границами ощущают себя глупыми, неудачниками, которые сами себе все портят и во всем сами виноваты. Чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других. Не по злобе, а по тому, что он не осознает, что выходит из зоны своей компетенции».
5. Упражнение «Таможня»
Цель: исследование различных видов психологических границ, установление здоровых личных границ с другими. Текст для ведущего: «Группа делится на пары. Участникам предлагается подумать о себе как о человеке – гражданине какого-то государства. Вам нужно в парах прописать перечень правил, как вы будете взаимодействовать друг с другом, чтобы не нарушать границы и при этом вести эффективный диалог. В итоге должен получиться некий документ – «Таможенное соглашение». Также вам нужно будет в парах обсудить: есть ли между вами общая граница, или чтобы встретиться, вам нужно пересечь другие государства? Вы говорите на одном языке или на разных? Если на разных, то, как будете общаться? Характер взаимоотношений – это деловые связи, туризм, обычное соседство, международное сотрудничество в рамках решения какой-то проблемы или что-то еще? Дайте название своему государству. На выполнение у вас будет 5 минут». Затем пары представляют, что у них получилось. Важно обращать внимание на то, что все эти правила могут работать и в общении с людьми.
6. Завершение
Цель: завершение тренинга; каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например, «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа. Участник, сидящий справа, в течение 30 секунд пишет рекомендации, которые лично он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил. Рекомендации должны касаться соблюдения личных границ. После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы. Имя следует писать на обратной стороне и рекомендации заворачивать так, чтобы их не было видно.