Светлана Овчарова
Технология «Мешочек заданий» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Мешочек заданий» - это увлекательный путь в страну самостоятельности и инициативности в развитии двигательной деятельности дошкольников.
Эта технология малознакома. Но о ней есть упоминания в некоторых источниках, т. е. она возможна быть.
Технология «Мешочек заданий» - это форма работы по формированию инициативности и самостоятельности в любой образовательной деятельности.
Мы начали работать по этой технологии в области физического развития.
Темочки:
Чтобы эта технология работала, необходимо, чтобы дети имели опыт самостоятельной двигательной деятельности. А для этого необходимо создать условия:
1. Выделение для этого специального времени в режиме дня:
• Утренний приём
• До и между образовательной деятельностью
• На прогулке
• После сна в вечернее время
2. Двигательная среда должна быть насыщенной различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим удовлетворению потребности в движении детей.
Специфика данной технологии «Мешочек заданий» заключается в следующем: ребёнок берёт самостоятельно предметную картинку (спортивный инвентарь) и перед ним встаёт два выбора деятельности :
что он будет делать с выбранным предметом.
когда он будет действовать с этим предметом.
Эту технологию мы начали использовать в начале этого учебного года с детьми средней группы.
Работа по технологии «Мешочек заданий» проходит в несколько этапов.
I этап – подготовительный.
На этом этапе происходит знакомство с самой технологией.
- изготовление «Мешочка заданий» с привлечением родителей (обсуждение с детьми каким будет мешочек (цвет, размер, картинка и т. д.). В нашем случае мы взяли любимого персонажа детей - Смешарика, и добавили спортивный инвентарь для того, чтобы было понятно всем для чего нужен это мешочек)
- Рассматривание мешочка (удобно ли им будет пользоваться, поместятся ли туда картинки и т. д.)
- Подбор и рассматривание предметных картинок
- Изготовление кармашков для размещения картинок. (кармашки мы разместили на шкафчиках в раздевалке, там же в доступном для детей месте висит наш «Мешочек заданий»)
- Беседа чем и когда можно заниматься со спортивным инвентарём.
- Разбор ситуаций (Что ты будешь делать, если тебе попалась не та картинка, которую бы ты хотел)
- На этом же этапе мы с детьми обговорили: если дети самостоятельно пользуются «Мешочком заданий» - отбирают картинки, действуют с ними, проявляя инициативности, то они получают золотые звёзды, если же есть напоминания со стороны взрослых или сверстников – то звёзды будут серебряные.
II этап – основной.
На втором этапе вначале, под мягким руководством воспитателя происходит запуск определённой двигательной деятельности, воспитатель даёт подсказку сделать первый шаг к этой деятельности, а затем дети самостоятельно осуществляют :
Выбор картинок (утром, придя в группу, достают из мешочка картинку, показывают её родителям, рассказывают, что достали, и как это будут использовать, и когда, делятся впечатлениями с друзьями, вставляют картинку в кармашек, расположенный на своём шкафчике. Родители могут дать совет ребёнку как ещё и когда он может использовать выбранный предмет)
Планирование двигательной деятельности ( когда и как можно использовать спортивный инвентарь и оборудование: до образовательной деятельности или после, или на прогулке, или вечером.)
Непосредственное использование спортивного инвентаря и оборудования в самостоятельной двигательной деятельности. Помимо того, что дети самостоятельно используют спортивный инвентарь, они ещё и проявляют инициативу, например, та же скакалка может быть предметом для прыжков через неё, а может быть озером или ручейком, через который ребёнок может перепрыгивать. Мешочки для метания в горизонтальную цель, могут превратиться в корону для феи, и она будет ходить с красивой ровной спиной (упражнение на равновесие) и таких примеров можно привести множество. Детская фантазия неисчерпаема. Так же ребёнок может использовать выбранный им спортивный предмет не один, а привлечь других детей. Например, кому-то попалась дуга, а у кого-то мяч – они могут вдвоём и не только, прокатывать этот мя под дугой, пролезать с ним под ней, перекидывать мяч через дугу и т. д. И в дальнейшем возможна самоорганизация подвижных игр.
III этап – заключительный.
На третьем этапе планируется, что дети ежедневно самостоятельно используют технологию «Мешочек задний». На этом этапе дети сами учатся себя организовывать в двигательной деятельности.
Роль воспитателя на этом этапе – наблюдатель.
Таким образом, работа по технологии «Мешочек заданий» помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в проявлении инициативности и самостоятельной в двигательной деятельности.
Если вы заинтересовались работой по технологии «Мешочек заданий», то вы можете использовать эту технологию в и своей работе.