Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности» (5 фото)

Лена Иванова
Опыт работы «Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Наша группа «Аленький цветочек» включилась в проект «Одаренный ребенок» с 2018 года. Мы прошли курсы повышения квалификации по программе «Электронная среда ДОО. Методика заполнения электронных таблиц, журнала сопровождения детской одаренности». В начале учебного года провели родительское собрание, с целью ознакомления родителей с проектом «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе», взяли согласия на обработку сведений, провели анкетирование родителей, дали консультации по заполнению карты рода. Далее провели работу по заполнению индивидуальных карт развития детской одаренности на каждого ребенка, ведению рабочего журнала наблюдений, фиксирование в электронной карте сопровождения и составлению индивидуальных маршрутов развития, совместно со специалистами. Большое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды, с этой целью в группе организовали следующие центры активности: «Дерево знаний», «Лаборатория», «Книжкин дом», «Грамотейка» «Театр сказок», «Веселые нотки», «Чудо краски», «Винтик и Шпунтик», «Игралочка», «Спортландия» и другие.

Публикация «Опыт работы „Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности“» размещена в разделах

Для развития способностей (задатков) детей, дети нашей группы посещают следующие дополнительные кружки:

музыкальных – «До-ми-соль-ка», «Вдохновение»

интеллектуальных- «Шашки-шахматы»

логико-математических- «Ступеньки в математику»

естественно- технических- «Робототехника», «Занимательная информатика»

лингво-филологических- «Звуковичок»

художественно-изобразительных- «Чудо краски», «Ловкие ладошки»

двигательных- «Дельфинчик».

В работе с детьми активно используем современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, икт-технологии (интерактивная доска, игровые технологии (квест-игры) и технологию проектной деятельности.

Из ряда многочисленных инновационных педагогических технологий мы выбрали одну из наиболее эффективных, которой является проектная деятельность, т. к. она является универсальной технологией, включенная практически во все виды детской деятельности.

ПД- один из важнейших элементов пространства детской реализации. Под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого дети и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя связанной одной темой занятий и игр.

Главное условие эффективности ПД –это чтобы проект был действительно детским, т. е. был задуман и реализован детьми. Роль взрослого- в создании условий.

Задачи педагога:

- заметить проявление детской инициативы.

-помочь детям осознать и сформулировать свою идею.

-при необходимости помочь в реализации проекта, не забирая при этом инициативу.

- помочь детям в представлении своего проекта.

- помочь участникам проекта и окружающим осознать пользу, значимость полученного результата.

Н. Е. Веракса выделяет 3 основных вида ПД: исследовательскую, нормативную и творческую. Каждая из этих видов проектов обладает своими особенностями и характерными этапами реализации.

Исследовательский проект начинается с определения проблемного поля, которое представляется в форме вопросов ребенка и предполагает получение ответов на них.

В этом и заключается своеобразие и цель исследовательского проекта, когда ребенок получает ответы в процессе исследования. Исследовательский проект может быть индивидуальным и групповым, где каждый исследует свой вопрос в рамках одной темы

Этапы исследовательской проектной деятельности:

Подготовительный этап заключается в определении проблемного поля исследования. Это можно сделать тремя способами:

-созданием воспитателем ситуации, в ходе которой дети самостоятельно формулируют вопросы и задачи исследовательской деятельности;

-внимательным наблюдением за деятельностью детей, выявлением интересов каждого ребенка и фиксированием в журнале сопровождения; воспитатель помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу;

-привлечением родителей, которые вместе с ребенком сформулируют исследовательскую задачу проекта и будут активно в нем участвовать.

В ходе основного этапа, когда ребенок включен в проект, а родители и воспитатели помогают ему, организуются самые разные формы и виды детской деятельности.

Заключительный этап- защита проекта. Здесь роль взрослого заключается в помощи ребенку в составлении рассказа о проделанной работе. Воспитатели организуют выставку, различные интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.

Опыт работы «Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности»

Исследовательский проект «Якутия – царство холода», Слепцова Вика.

В нормативных проектах воспитатель предлагает детям обсудить ситуацию и ее возможные последствия, а затем всем вместе выработать правила поведения. Нормативные ситуации разделяют на три группы: запрещающие, позитивно нормирующие, поддерживающие инициативу ребенка, приводящие к созданию новой нормы правила. Нормотворчество основывается на конкретных ситуациях, которые возникают в жизни детей в детском саду. При организации нормативного проекта можно выделить следующие этапы:

Подготовительный этап. Воспитатель называет ситуацию и предлагает детям обсудить варианты поведения в той или иной ситуации. Обязательно рассказывает о нежелательных последствиях, которые могут возникнуть.

В ходе основного этапа воспитатель просит детей изобразить нежелательные последствия в символических рисунках и по очереди рассказать, пояснить свой рисунок. Обсуждение и зарисовка правил с пояснением каждым участником проекта помогает в создании альбома, плаката правил. Под каждым рисунком воспитатель подписывает соответствующее правило.

Заключительный этап- дети рассматривают получившийся продукт и договариваются о выполнении сформулированных ими правил.

Нормативный проект «Если хочешь быть здоров» .

Творческий проект обычно носит долгосрочный и коллективный характер, где каждый ребенок предлагает свою идею, но вместе создают творческий продукт, например: подарки к празднику.

На первом этапе проводится подготовительная работа, обсуждается и выбирается тема, распределяются обязанности. В ходе этого этапа дети учатся договариваться, отстаивать свою позицию, объективно ее оценивать.

Основной этап – реализация общего замысла. Воспитатель продумывает, как будет представлен творческий продукт. Дети обсуждают последовательность работы, высказывают свои идеи по реализации проекта, рисуют схемы. По необходимости привлекаются родители.

На заключительном этапе осуществляется презентация детьми творческого продукта (выставка, лэпбук и т. д.). Дети рассказывают о своих работах, о ходе работы, оценивают свои и работы одногруппников.

Фото «Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности»

Творческий проект "Лайки".

Применение в нашей работе технологии проектной деятельности дало следующие результаты:

дети стали более инициативны и самостоятельны, уверенны в себе, у них появилось стремление быть полезным обществу.

-развились когнитивные способности (умение думать, анализировать, работать с информацией, регуляторные способности (умение ставить цель, планировать, достигать поставленной цели, коммуникативные способности (умение презентовать свой проект окружающим, рассказать о нем, сотрудничать в реализации проекта со сверстниками и взрослыми.

В качестве примера хотим представить вам исследовательский проект «Планета профессий», организованный с нашими детьми подготовительной группы «Аленький цветочек».

Когда мы с детьми беседовали о том, какие профессии они знают и кем они хотели бы стать, когда вырастут, многие затруднялись ответить или называли только традиционные профессии. У них наблюдался недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда.

1. Название проекта: «Планета профессий».

2. Вид проекта: исследовательский.

3. Длительность работы над проектом: 2 недели.

4. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

5. Проблемное поле формируется на содержании ознакомления дошкольников с темой «Профессии» и на основе вопросов, сформулированных детьми вместе с воспитателем: «Какие профессии характерны для Якутии?», «Кем работали наши прадеды?», «Какие профессии будут в будущем, а какие исчезнут?», «Какие профессии мужские?», «Какие профессии на свете самые редкие и необычные?»

6. Цель проекта: расширить представления детей о разнообразии профессий.

7. Задачи проекта:

- расширять знания детей о профессиях (профессии региона, редкие, необычные профессии, профессии прошлого и современные, профессии, связанные с риском).

- развивать умение думать, анализировать, работать с информацией, планировать, достигать поставленной цели, презентовать свой проект окружающим, сотрудничать в реализации проекта со сверстниками и взрослыми.

- формировать уважение к труду взрослых;

- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

Подготовка методического обеспечения: определение содержания проекта, подбор пособий, литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр и атрибутов к ним. Беседы с родителями о проекте, попросить их рассказать детям о своей профессии, папам снять видеоролик о профессиях: пожарный, полицейский.

Формулирование вопросов проблемного поля проекта, использование на утреннем круге модели трех вопросов: что мы знаем? что мы хотим узнать? как узнаем об этом? и метода составления «паутинки», в которой отражаются виды детской деятельности в центрах активности, направленные на реализацию проекта.

Основной этап.

Познавательное развитие:

- НОД: «Школа. Учитель»

- просмотр презентаций «Профессии родного края», «Редкие профессии», «Современные профессии»,

-Д/и: «Кому без них не обойтись?», «Поваренок», «Какая профессия?», «Ассоциации», «Раздели профессии по группам», «Цепочка профессий», «Я знаю пять профессий», «Кто, где работает».

Социально-коммуникативное развитие:

-Экскурсия на кухню, в медицинский кабинет.

-беседы: «Профессии моих родителей», «К дедушке на ферму, сенокос», «Люди каких профессий заботятся о нашем здоровье», «Кто работает в ателье», «Люди опасных профессий»

- минутки безопасности: «Советы инспектора ГАИ», «Служба 01»

- С/р-и: «Строители», «Кондитерская», «Ветеринарная клиника Айболит», «Такси», «Салон красоты», «Космонавты на неизвестной планете».

Художественно-эстетическое развитие:

-коллективный коллаж «Все профессии важны»,

-рисование «Профессии наших родителей», «Кем я хочу стать?»,

-аппликация «Юные модельеры»,

-лепка из соленого теста для с/р-игры «Кондитерская»,

-раскрашивание раскрасок по теме,

-лего-конструирование «Морской порт»,

-оригами «Пароход»

-прослушивание песен «Песенка оленевода»,

Речевое развитие:

-чтение стихотворений: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалкова «А что у вас?», Л. Разумова «На уколы, на уколы», О. В. Маяковского «Кем быть?», рассказа А. Платонов «Еще мама», Б. Житков «Охотник и собаки», -- -чтение загадок и пословиц

-заучивание стихотворения «Кинолог»

-составление рассказа о различных профессиях,

-рассматривание картины «На стройке»

Физическое развитие:

-п/и: «Царь Горох», «Зайцы и охотники», «Мы водители», «Рыбаки и рыбки», «Космонавты»

-динамическая пауза «Много профессий на свете у нас»,

Взаимодействие с родителями:

- видеоролик о профессиях пап: «Пожарный», «Полицейский»

- индивидуальные беседы по подготовке к заочному фестивалю «О профессиях важных, нужных и разных»

- консультации и памятки для родителей по теме;

- пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Полицейский», «Военные»

Заключительный этап

- выставка рисунков «Кем быть?».

- создание коллективного коллажа «Все профессии важны»

- просмотр видеороликов «Мой папа- пожарный», «Наша служба и опасна, и трудна» о профессиях пап.

8 Презентация проекта.

Участие в конкурсе чтецов «Все профессии нужны…» открытого заочного фестиваля «О профессиях разных, нужных и важных» в рамках городского проекта «Центр профессиональных проб «Выбор. Проф. Якутск»

(Перцева Алина-диплом 2 степени).

Участие в конкурсе коллажей «Все профессии важны…» открытого заочного фестиваля «О профессиях разных, нужных и важных» в рамках городского проекта «Центр профессиональных проб «Выбор. Проф. Якутск» (подготовительная группа «Аленький цветочек» -диплом 3 степени).

Выводы и результаты работы над проектом.

У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых о разнообразии мира профессий. Появилось уважение к труду взрослых, интерес к будущему выбору профессии.

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования в своей работе педагогами ДОУ разработанного нами комплекса методических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.

Реализация данного проекта позволила дать представление о разнообразии мира профессий, приобщить дошкольников к труду, приобрести личный трудовой опыт, узнать о личностных и деловых качествах человека труда.

Опыт работы - фото
Фото №1 Наша группа Аленький цветочек включилась в проект Фото №2 Выявление и работа с одаренными детьми Одаренный ребенок с года
Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Автор публикации:
Опыт работы «Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 30 января 2024 в 20:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Лена Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД