Валентина Емельянова
Развитие детей с помощью художественной литературы
▼ Скачать +Заказ
Развитие детей с помощью художественной литературы
Самое удивительное в детстве - это радость открытия мира. Каждый
день длится в детстве очень долго потому, что он наполнен новыми впечатлениями, дарит новых друзей, новые краски и звуки.
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Книга помогает
нам не только развлечь нашего малыша, но и совершить вместе с ним увлекательное путешествие в мир литературы.
И как вы думаете, с чего начинать? Начинать нужно с собирания новых
Публикация «Развитие детей с помощью художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
книг для детской библиотеки, или с обновления имеющихся. Это лучше делать ещё до появления малыша. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг:
1. Книжки - игрушки с изображением предметов, окружающих малыша.
2. Книжки - вырубки, обложка которых вырезана по контуру того
предмета, о котором идёт речь в тексте.
3. Книжки - панорамы с движущимися фигурками.
У подрастающего ребё нка должны быть:
разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия).
произведения разных жанров (рассказы, стихи, повести).
произведения фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки).
Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста
ребёнка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать или петь. Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен малышу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи, будет действовать на него благотворно. Ребёнку потом будет легче запоминать слова и звуки родного языка. Звучание родного языка, время, проведённое вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способны доставить эстетическое наслаждение - всё это постепенно превратит ребёнка в увлечённого читателя.
Пусть у ребё нка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное - не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу. Пусть он сам через какое - то время заинтересуется этой книгой. Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом прочитать из неё какой - ни будь интересный отрывок. И старайтесь сами увлечённо читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном.
Если ребёнок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у
него сформируется определё нный стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребёнка праздником для всей семьи, когда все участвуют в чтении и делятся своими впечатлениями.
Воспитайте у ребёнка отношение к книге как к ценному подарку.
Слушание литературного произведения будет лучше восприниматься
тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка на ожидание встречи с книгой, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном. Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана книга.
Как сделать так, чтобы ребенку поправилось слушание книги?
Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчеркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение произведения превратится в маленький театр. Чем легче вы войдете в роль, тем внимательнее ваш ребенок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.
Как воспитать активного читателя?
Прежде всего, будьте активны, любопытны сами. Задавайте ребенку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги. Читая о каком - либо известном ребенку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например, о том какого цвета или какой формы этот предмет. Старайтесь поощрять и у ребенка желание задавать вопросы, разжигайте интерес к персонажам произведения, сюжету. Можно прервать чтение на самом интересном месте и предложить ему придумать продолжение истории.
Как часто нужно читать ребенку?
Детская книжка - это не просто развлечение для ребенка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.
Для каждого возраста существуют свои рекомендации по продолжительности чтения, но главной критерий один
• чтение не должно вызвать скуку или утомление.
До какого времени нужно читать ребенку?
Желательно, продолжить чтение вслух, даже если ребенок уже умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение - очень трудоемкий процесс, поэтому не принуждайте ребенка читать художественную литературу, если у него нет такого желания. Конечно, если у ребенка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему все больше возможности для самостоятельного чтения.
Свое сообщение хочу закончить словами известного российского ученого, академика Д. С. Лихачева: Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.
Но это дается только тогда, когда вы читаете с удовольствием потому,
что оно вам нравится - вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем вами поделиться и он умеет это сделать. Эти слова в равной степени можно отнести как ко взрослым, таки к детям. При условии систематического увлечённого чтения, ребёнок начинает интересно рассуждать о прочитанном, у него формируются определённые литературные пристрастия, и вы понимаете, что ваши труды не пропали даром!