Трубачнова Ирина
Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с дымковской росписью
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы самообразования:
Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета и др. ,художественного вкуса (на основе развития эстетических чувств,художественно-творческих способностей. Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. В изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности. Работа по развитию у детей чувства цвета может осуществляться на прогулках,экскурсиях, в процессе целенаправленных наблюдений и может осуществляться в разные моменты жизни и деятельности детей : в процессе разнообразных игр.
Публикация «Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с дымковской росписью» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ходе анализа психолого-педагогической литературы важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества
(А. П. Усова,Н. П. Сакулина,Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова и др.)
Они убедительно показывают,что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного.
Таким образом, проблема ознакомления детей с дымковской росписью в системе дошкольного воспитания требует дополнительного изучения. Подобрать и использовать способы ознакомления детей через дымковскую роспись, одно из средств развития декоративно-прикладного искусства у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития чувства цвета у детей дошкольного возраста;
2. проанализировать методическую литературу по методике ознакомления с народным прикладным искусством:
3. провести диагностику уровня развития чувства цвета у детей дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью;
4. провести формирующий эксперимент по развитию чувства цвета у детей через ознакомление с дымковской росписью;
5. провести контрольный эксперимент по выявлению уровня развития чувства цвета у детей после проведенной работы.
Задачи констатирующего эксперимента:
1 Выявить отношение детей к декоративно-прикладному искусству.
2 Определить способность детей использовать изобразительные материалы, способы декоративного рисования.
3 Проанализировать уровень развития чувства цвета на данном этапе у детей данной группы.
4 Сделать анализ предметно - развивающей среды и создания условий для творческого самовыражения детей в художественной деятельности.
Провести диагностическое исследование уровня развития чувства цвета через ознакомление с дымковской росписью на основе модификации диагностики Л. П. Депсамес по следующим критериям:
• Цвет
• Композиция
• Декоративные элементы и способы их изображения.
На основе критериев мы вывели уровни развития детей.
Высокий уровень: создает узор в соответствии с колоритом образца народной декоративной росписи; передает эмоциональный настрой,используя цветовой контраст или цветовой нюанс; передает согласованность декора и формы, составляет ленточные,сетчатые узоры на основе ритма, симметрии, асимметрии ; точно, легко, умело изображает элементы: точка, линия-мазок,линия –штрих, мазок-отпечаток: движения координирует.
Средний уровень: создает узор в соответствии с колоритом образца народной декоративной росписи не точно,учитывая цветовое отношение; частично нарушает согласованность декора и формы, неточно составляет ленточные узоры,замкнутые, сетчатые, комбинированные узоры; движения скованы,неточные,элементы расплывчатые, движения затруднены.
Низкий уровень: отступает от колорита образца народной декоративной росписи, не знает цветовых отношений; нарушает согласованность декора и формы,не составляет ленточные узоры, замкнутые,комбинированные узоры; не выполняет декоративные элементы.
С целью выявления уровня развития чувства цвета детей данной группы, нами было организовано занятие по изобразительной деятельности.
Проанализировав полученные результаты, мы поняли, что необходима
• планомерная системная работа по развитию чувства цвета у детей дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью;
• интеграция полученных знаний в образовательном процессе,
• целенаправленная работа по взаимодействию с семьёй в данном направлении.
Система работы по использованию дымковской росписи :
• 1 этап. Подготовительный (работа по самообразованию, составление критериев обследования детей, тематическое планирование, подбор литературы, создание среды).
• 2 Этап. Основной (организация совместной деятельности, согласование планов работы со специалистами, систематизация материала: выбор содержания, форм и методов работы, обеспечение динамичной предметно- развивающей среды).
• 3 Этап. Итоговый (организация самостоятельной деятельности детей, выбор активных форм сотрудничества).