Екатерина Алымова
Развитие быстроты выполнения движений у старших дошкольников с речевыми нарушениями на физкультурных досугах
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Публикация «Развитие быстроты выполнения движений у старших дошкольников с речевыми нарушениями на физкультурных досугах» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ. В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Реализация принципа интеграции всех образовательных областей в освоении содержания образовательной области «Физическое развитие», основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.
Содержание области «Физическое развитие» предусматривает решение ряда специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение
следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
С каждым годом происходит стремительный рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Это существенно сказывается на разработке и реализации новых образовательных программ и стандартов для дошкольного образования. Дошкольники с речевыми нарушениями требуют повышенного внимания, контроля и специальных методов работы на занятиях и в досуговой деятельности.
На занятиях и в досуговой деятельности в детских дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с речевыми нарушениями, как правило, учитываются особенности и проводится работа по преодолению различных сложностей и патологий.
Наиболее важно включать в двигательный режим дошкольников с речевыми нарушениями развитие моторики, выносливости, ловкости, быстроты движения. Работа над такими качествами зачастую проводится не только на занятиях по физическому воспитанию, но и в досуговой деятельности. Подвижные игры, эстафеты, физкультурные досуги лучше всего воздействуют на психологические и физиологические особенности детей с общем недоразвитием речи. Известные педагоги считают, что создавать условия для воспитания у дошкольников устойчивого интереса, а также потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни, необходимо с самого раннего детства. Для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями важен не только процесс формирования физических и силовых качеств, но и общее развитие базовых навыков, поднятие самооценки, организованности, самостоятельности, внимательности, а главное - связной речи и быстроты получения, принятий и переработки информации. Сформированная речь необходима ребенку, поскольку это важнейшее средство для обучения, получения знаний и личностного развития. По мнению Глухова В. П. [6], Левиной Р. Е. [11], Спировой Л. Ф. [15] занятия по физическому воспитанию, а в частности физкультурные досуги положительно влияют на овладение связной речью. Именно в досугах ребёнок чувствует себя более раскрепощенным, имеет возможность работать в команде, общаться с воспитательными и сверстниками, высказывать свою позицию и занимать определённое место в команде.
Наиболее важно, что именно в физкультурных досугах вырабатывается такое качество, как - быстрота выполнения движений. Миронова С. А. считает, что навык быстроты выполнения движений играет большую роль в становлении ребёнка с общим недоразвитием речи. [14, с. 32] Через выработку быстрой реакции формируется улучшенная интеллектуальная реакция. Проводится параллель между движением и мыслью. Когда ребёнок начинает осваиваться в том или ином спортивно-досуговом мероприятии, где проводится работа над развитием быстроты движения- его умственные и речевые способности начинают догонять, а в лучшем раскладе опережать движения. Главная задача развития такого навыка — это научить ребёнка своевременно откликаться на происходящее. А это, пожалуй, одна из важнейших операций, которая должна сформироваться при обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями в детском дошкольном учреждении. Педагоги считают, что главной целью физкультурных досугов для детей с речевыми нарушениями является удовлетворение природной потребности детей в движении и формировании быстроты и ловкости в повседневной жизни. Достичь этих целей можно через оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. К оздоровительным задачам относятся: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности и работоспособности, создание бодрого и жизнерадостного настроения. Образовательные задачи включают: закрепление, совершенствование двигательных и умственных умений, развитие связной речи, преодоление барьеров и неуверенности, развитие физических качеств и выразительности двигательных действий, формирование основ праздничной культуры. Решение воспитательных задач направлено на формирование у детей стремления к систематическим занятиям физкультурой, потребности в здоровом образе жизни и общении друг с другом, выражении своей позиции, а также самостоятельности и контролю. Для всех детей с речевыми нарушениями характерна общая моторная неловкость. Большая часть таких детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом. Наблюдают недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память (отмечаются трудности в выполнении движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания, страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети с речевыми нарушениями отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Характерным является развитие мимической моторики : страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка. Дети с речевыми нарушениями малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие речевой патологии приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обучения. Личность ребенка с речевыми нарушениями характеризуется специфическими особенностями, среди которых:
· заниженная самооценка,
· коммуникативные нарушения,
· проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Выявленные особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, не сформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенностях поведения (нет заинтересованности в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Можно сделать вывод о том, что речевые нарушения сказываются на взаимоотношениях ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Многие исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи. Такие как:
- Гиляровский В. А. отмечал, что запоздалое развитие речи может быть проявлением общего недоразвития моторики. [5,с. 44]
- Дресвянников В. И. указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и обще моторного онтогенеза, подчеркивал, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. [7, с. 23]
-При исследовании произвольных движений, Запорожец А. В., доказал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи. [8,с. 53] Можно сказать, что связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики. Физическое воспитание дошкольников с речевыми нарушениями строится согласно программе для коррекционных групп. В образовательной деятельности по физическому воспитанию необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети с нарушениями речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.
Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей, имеющих речевые расстройства. Для детей с общим недоразвитием речи упражнения, задания и игры следует проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Это способствует формированию просодической стороны речи. В двигательный режим старших дошкольников с речевыми нарушениями также необходимо включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп дошкольных учреждений. Дыхательным упражнениям в курсе коррекции необходимо уделять особое внимание. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это, возможно, обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети с речевыми нарушениями, при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию их нужно специально учить. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания ведутся в двух направлениях:
· работа над физиологическим дыханием
· коррекция речевого дыхания
Помощь детям с речевыми нарушениями состоит из организации комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на физкультурных досугах должен создаваться положительный эмоциональный фон, речь педагога должна быть спокойной, плавной, певучей. Целенаправленно должны создаваться ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными. В этом особенно эффективны упражнения на быстроту действий. Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой). С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее. Важным средством физического воспитания детей и развития такого физического качества, как быстрота движений, являются физкультурные досуги. Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха в детском саду. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут. При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением. В старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга : дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветные льдинки. Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность – 30 минут. Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий его проведения. Для правильной организации и проведения физкультурных досугов по развитию быстроты движений для детей с речевыми нарушениями, важно учитывать, что быстрота характеризуется рядом способностей:
- быстрота двигательных реакций
- скорость одного движения
- темп
- выполнение упражнений с максимальной скоростью
- качественное освоение упражнения, без отвлечения на его алгоритм
- не допущение снижения скорости.
Возможности физкультурного досуга по формированию навыка быстроты движения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (по В. П. Глухову) [6,с. 19] :
1. Развитие коммуникативных навыков и социализации ребёнка.
В первую очередь необходимо мотивировать ребёнка на выполнение действий. Если ребёнку комфортно в коллективе, то результат будет положительным. Прежде всего важно вызвать интерес.
2. Развитие двигательных способностей.
В процессе досуга и игр детям приходится выполнять физические упражнения, в процессе которых происходит развитие всего комплекса двигательных способностей. Если правильно выстроить программу проведения спортивного досуга, то провес развития умственных, физических и нравственных качеств не будет заметен для ребёнка. Безусловное запоминание действий и развитие речи наиболее эффективно.
3. Коррекция тревожности, страхов и неуверенности. В процессе досуга ребёнок не должен замечать страхов и неловкости. При увлечённости ребёнок с речевыми нарушениями должен полностью раскрепоститься. Так, включение в досуг эстафет с одиночным бегом, поможет застенчивому или неуверенному ребёнку поверить в себя и самостоятельно справится с заданием.
Таким образом, можно увидеть, что в физкультурных досугах наиболее благоприятная обстановка для развития или совершенствования навыка быстроты движения и преодоления общих качеств, характерных для детей с речевыми нарушениями. Игровая форма, заложенная в физкультурные досуги, позволяет детям почувствовать себя свободными и самостоятельными. Когда ребёнок не оттачивает целенаправленно то или иное физические упражнения, он чувствует себя более легко и уверенно, а благодаря этому и овладевает физическими качествами лучше и успешнее. Физкультурные досуги позволяют решить не только задачи физического воспитания, но и представляют возможность для решения психических и коммуникационных проблем детей с речевыми нарушениями.