Олеся Грицук
СОД экологической направленности «Забота о зимующих птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
к СООД экологической направленности на тему
«Забота о зимующих птицах»
Занятие экологической направленности, образовательная область «Познание» составлено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; "Юный эколог" С. Н. Николаевой.
Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Публикация «СОД экологической направленности „Забота о зимующих птицах“» размещена в разделах
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности.
Цель занятия: Формирование основ экологической культуры через создание условий для изготовления кормушек для птиц из природного материала.
Задачи:
Образовательная - уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе;
Развивающая: – расширить словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;
Воспитательная - воспитывать любовь к птицам своего региона, прививать основы экологической культуры
Занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет, в группе 19 человек. Дети любознательные, активные, творческие. Восприятие информации в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов, развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.
Занятие состоит из четырёх этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. На первом этапе проводилась предварительная работа, в ходе которой рассматривались иллюстрации «Птицы», проводились беседы о птицах, во время прогулки проводилось наблюдение за птицами и явлениями в природе, а также чтение рассказов и стихов по данной теме, дидактические игры «Птицы прилетели», «Собери предмет». В рамках ежегодной акции «Покормите Птиц» был объявлен конкурс среди семей воспитанников «Лучшая кормушка для птиц – 2015».
Второй этап — мотивационно-побудительная деятельность начинается с прослушивания стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой».
Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводится физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия.
В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата, каждый изготавливает свою кормушку. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Коллективные творческие дела – основаны на позитивной деятельности, активности и положительных эмоциях - уровень знаний детей повышается. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
На заключительном этапе опять ставится проблемная ситуация (развешать кормушки на деревья) и предлагается детям самостоятельно найти выход. Проводится рефлексия деятельности и намечается перспектива, т. е. ставится новая проблема.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Технологическая карта СООД на тему «Забота о зимующих птицах»
Тема «Забота о зимующих птицах»
Тип занятия Закрепления знаний
Авторы УМК «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
«Юный эколог» С. Н. Николаевой;
Цель Формирование основ экологической культуры через создание условий для изготовления кормушек для птиц из природного материала
Задачи
Образовательная - уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе;
Развивающая: – расширить словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;
Воспитательная - воспитывать любовь к птицам своего региона, прививать основы экологической культуры
Характеристика группы Средняя
Оборудование Еловые шишки, маргарин, нитки, крупа разных видов, семечки, зерно, ножницы, маски-шапочки с изображением птиц
Используемые ЦОР Занятие сопровождается мультимедийной презентацией и видеофильмом о зимующих птицах, звуковое сопровождение «Пение птиц», «Вьюга»
Ход занятия Деятельность педагога Деятельность детей
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Решаемые задачи Осуществляемые действия Решаемые задачи Осуществляемые действия Решаемые задачи
1 этап – предварительная работа Рассматривание иллюстраций «Птицы», беседы о птицах, наблюдение за птицами и явлениями в природе, чтение рассказов и стихов по данной теме.
Дидактическая игра «Птицы прилетели», «Собери предмет»
Участие в ежегодной акции «Покормите Птиц»
Объявление конкурса среди семей воспитанников Лучшая кормушка для птиц - 2015"
Расширение знаний и сведений о птицах, их образе жизни, питании, значении в природе. Рассуждают, отвечают на вопросы Планирование учебного сотрудничества Воспиты-
вать бережное отношение к миру природы.
2 этап -
мотивационно-побудительна деятельность Ребята, послушайте, я прочитаю Вам стихотворение Александра Яшина
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Про кого это стихотворение? Конечно же, про птиц.
Ребята, а для чего нужны птицы?
А заметили, какие изменения произошли с наступлением зимы?
Каких зимующих птиц вы знаете? (использовать загадки про птиц):
Найдешь его в своём дворе
Он на радость детворе.
Ты обижать его не смей!
Эта птичка -.
Воробей
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая.
Сорока
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовато
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица
Красногрудый, чернокрылый.
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Снегирь
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?.
Ворона
В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Не страшна зима птицам, если есть корм. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Классифицируют птиц.
Расширять представление о жизни птиц. Развивать логическое мышление. Прослушива-
ние стихотворения. Рассуждают, выражают свою точку зрения.
Отгадывают загадки.
Формировать умение слушать.
Формировать умение строить понятные высказывания для собеседников. формировать умение строить понятные высказывания для собеседников.
3 этап –
организационно-поисковая деятельность Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
А как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Предлагаю всем вместе принять участие в акции «Покормите Птиц», изготовить кормушки и подкормить птиц.
Но наши кормушки будут не простые, а из шишек. Мы будем намазывать шишки маргарином, а затем обмакивать их в зёрнышки и крупу.
Нам нужно смешать разные виды круп и семян, крошки хлеба и печенья.
А для того, чтоб нам с вами было легко и удобно работать, мы это будем делать в паре.
Ваша задача, работая в парах превратить шишку, намазывая на неё маргарин в кормушку для птиц. Договоритесь, кто какую работу будет выполнять.
Реализация найденного решения.
Рассуждают, высказывают свою точку зрения;
Развивать выразительность речи, построению связного высказывания.
Поиск решения, выдвижение гипотез.
Самоопределение,
целеполагание, умение аргументи-
ровать и отстаивать свою точку зрения.
Умение организовывать совместную деятельность в парах
4 этап –
рефлексивно-корригирующая деятельность Наше угощение для птиц готово. Но нам с вами необходимо наши кормушки для птиц как-то разместить на деревьях, как вы думаете, как мы это сделаем?
А как вы думаете, какие птицы будут сытыми?
Теперь мы вместе будем ждать весну и когда к нам вернуться перелетные птицы.
Вы мне расскажете кто для каких птиц приготовил кормушку? У всех получилось? Что сложного было в работе? А что понравилось? Что хотели бы сделать в следующий раз?
Игра «Птицы прилетели»
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь вы услышите что-нибудь другое, то нужно хлопать и топать.
Прилетели птицы;
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Что неправильно? Мухи!
А мухи это кто? (Насекомые.)
Продолжаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (Дети топают.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
(Куницы вовсе не птицы)
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
(У страусов крылья почти совсем исчезли и летать они не умеют.)
Прилетели птицы-
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки. (Дети топают.)
Прилетели птицы-
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи.
Аисты, кукушки
Даже совки - сплюшки,
Лебеди, скворцы. Ответы детей Формирование умения классифицировать птиц.
Развивать умение отвечать на вопросы, играть, соблюдая правила. Умение видеть результат своей деятельности