Татьяна Заика
Разработка занятия для 5–6 классов на тему «Бескорыстие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Поступки по секрету».(бескорыстие)
Цель. Показать детям важность бескорыстного отношения к окружающим, что помогает легче и быстрее находить друзей, делает жизнь интересной и увлекательной.
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята, рада всех видеть. Прежде, чем мы начнём работать, я попрошу вас всех встать, повернуться к рядом стоящему товарищу, и сделать ему комплимент или приятное пожелание.
II. Актуализация знаний о чём говорили не прошлом занятии?
Публикация «Разработка занятия для 5–6 классов на тему „Бескорыстие“» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема нашего занятия : «Поступки по секрету».(Запись в тетради) Вы должны понять важность бескорыстного отношения к окружающим людям и животным, чтобы стараться воспитывать в себе это качество.
Ребята, вы, конечно, уже встречались с таким понятием, как корысть. Какого человека называют корыстным? (Того, который что-то делает ради выгоды)
- Подумайте, а кого можно считать бескорыстным? (Человека, который что-то делает не ради выгоды, а просто так.)
Сравним ваши ответы с толкованием этих слов в толковом словаре.
Бескорыстие – это отсутствие заботы о личной выгоде. Синонимы великодушие, благородство
Какое это качество – бескорыстие? (Положительное или отрицательное)
- Какому человеку легче в общении – корыстному или бескорыстному?
(Бескорыстному, потому что ему ничего не жалко для других, он готов что-то отдать, ничего не требуя взамен.)
- У какого человека много друзей? (У бескорыстного.)
IIl. Новая тема
Мальчик по прозвищу Взамен
Во дворе было много детей, они играли дружно и весело. Только один мальчик, которого звали Игорь, играл сам по себе, в стороне от других. А почему так происходило, вы сейчас узнаете.
Игорь отличался от других детей тем, что ничего не любил делать просто так, от чистого сердца. Если он и делал кому-нибудь что-то хорошее, то за это всегда требовал взамен какой-нибудь игрушки, конфеты или еще чего-нибудь приятного для себя.
Один раз Игорь и его приятель Толик, гуляя между гаражами, заметили, как на маленького котенка накинулась собака. Котенок был совсем маленький и не мог никуда убежать, он только поднял дыбом шерсть и прижался к воротам гаража. А собака рычала и свирепо набрасывалась на беззащитного малыша. Толик, увидев это, крикнул Игорю:
– Давай возьмем камень или палку и прогоним эту собаку.
– А что мне за это будет? – спросил Игорь. – Вот если бы мне за это кто-нибудь из взрослых дал деньги на мороженое, тогда бы я согласился помочь котенку. А просто так не собираюсь, сам помогай.
Побежал Толик сам выручать котенка, по дороге схватил палку и прогнал злую собаку. А сам и думает:
– Нет, лучше с Игорем поменьше играть. Ведь случись что, он никого не станет выручать из беды и не поможет, пока что-нибудь не получит взамен. Лучше, действительно, поискать себе другого друга, – решил Толик. И не захотел больше общаться с Игорем.
Как-то в другой раз Игорь полез с Женей и Федей на яблоню за красными соч-ными яблоками. Залезли они высоко, потому что у самой земли яблок не оста-лось. И вдруг под ногой Жени хрустнула и обломилась ветка. Женя повис на де-реве и никак не мог ногами нащупать другую ветку.
– Игорь, помоги, пожалуйста, а то я сейчас упаду вниз! – воскликнул Женя.
– А что мне потом за это будет? – спросил Игорь, – что я за это получу от тебя взамен?
Тут успел помочь Федя. Он молча вставил одну ногу Жени в дупло, а другую поставил на сучок обломанной ветки. Когда перепуганный Женя благополучно слез с дерева, он подумал и решил, что лучше дружить и играть с Федей. А то ведь, случись что, Игорь даже руку не захочет протянуть и не станет помогать, пока что-нибудь не получит взамен.
Купили Игорю родители настоящий кожаный футбольный мяч. Вышел он с ним играть во двор. Все дети, кроме Толика, Жени и Феди, к нему радостно подбежали и стали его упрашивать поиграть в футбол. А Игорь им в ответ: – А что я получу за это взамен?
Стало ясно, что Игорь везде и во всем ищет пользу и выгоду для себя и за свое любое действие и поступок хочет всегда что–то получить взамен. С тех пор дети так и прозвали его Мальчик Взамен. Как–то само собой на ум пришло это необыч-ное прозвище.
[?] – Вам понравился мальчик по прозвищу Взамен?
– А какое качество у него было, которое так не нравилось вам и другим детям?
– Что Мальчик Взамен любит больше: своих приятелей, животных или деньги, вещи и разную другую выгоду?
– Вы встречали в своей жизни корыстных людей, которые делают хорошее лишь тогда, когда знают, что взамен получат выгоду и вознаграждение для себя?
-А у нас такие ребята есть? В отряде?
– Вы захотели бы дружить с корыстным человеком?
А вот у одного мальчика булл такой вот друг, послушайте.
«Друг напомни мне вчера»
Друг напомни мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок —
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет!
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечет
Вопросы:
- Приходилось ли вам встречать такого друга, о котором говорится в стихотворении?
- Можно ли мальчика назвать бескорыстным?
-Может ли настоящий друг быть таким?
-Какими людьми вы хотели бы быть окружены? Почему?
Физкультминутка.
Автор: Василий Михайлович Песков
Всякий раз, когда заходит разговор «о людях», «хороши они или плохи?», я вспоминаю этот случай из детства. Отец взял меня в город. Помню, мы искали обувку, но зашли и в книжный магазин. Я там увидел книжку… Я не выпускал ее из рук и умоляюще глядел на отца. Отец полистал, заглянул за угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». Книжка была дорогой. Но дома я целый вечер говорил только о ней. И отец сказал: «Собирай пузырьки…» За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. Отец взял занести посуду в аптеку. На другой день он вручил мне четыре с половиной рубля: «Как раз на книжку и на хорошую булку». Сердце колотилось, пока мы на другой день с теткой шли к магазину: «А вдруг продали?» Нет, книжка лежала на прежнем месте. И я стал ее обладателем. Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. Кое-кто подсаживался взглянуть, и я великодушно давал подержать книжку. Тетка рассказала, каким способом добыт капитал на книжку. И на полчаса я сделался центром внимания. Поезд тронулся. Я загляделся в окно и поставил книжку на подоконник. Толчок после стоянки. И — ужас! — книжки на подоконнике не было. Она исчезла между двойной обшивкой вагона. Еще не понимая серьезности положения, я испуганно глядел на тетку, на соседа-летчика, попытался просунуть руку… Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах. Откуда-то взялась проволока. Проводник пытался светить фонариком, летчик, закатав рукава гимнастерки, водил крючком между обшивкой. Весь вагон сгрудился около нашей скамейки. Но я не различал лиц. Глаза были мокрыми… Поезд бежал, и вот уже скоро, через одну остановку, будет наша станция…. Летчик застегнул рукава гимнастерки, обнял меня за плечи: — Ничего. Поезд еще долго будет идти. Мы достанем и пришлем обязательно. Где ты живешь? Я всхлипывал и не мог говорить. Говорила тетка, а летчик записывал… На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошел к моей постели на сундуке. — Не спишь? Ну вот держи… — Достал! — Достал, достал… — Отец засмеялся и пошел к умывальнику. В руках у меня была та самая книжка. Я засыпал, не выпуская ее из рук… А дней через десять к нам зашел почтальон. Мать удивилась, принимая большой пакет в желтой бумаге. Развернули… Книжка! И листок: «Я же говорил, что мы достанем ее…» А через день — опять почтальон, и опять большой пакет. Потом сразу пришло два пакета. Потом еще один. Еще… Семь одинаковых книжек
С той осени прошло без году тридцать лет. Книжки в войну потерялись. Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и не помню в лицо. Осталась уверенность: хороших людей больше, чем плохих.
- Вопросы по теме :
-Вам понравился рассказ? Что больше всего?
-Почему пришло мальчику так много книг?
-Что можно сказать о людях, которые ехали с мальчиком в электричке?
Просмотр видеоролика.
-Ради чего люди совершают бескорыстные поступки?
-Какие эмоции испытывает человек, делающий добрые дела?
У вас на дощечках лежат лепестки цветка. Подумайте и запишите желание, которое вы бы загадали для всех, если бы у вас был волшебный цветок. Из ваших добрых пожеланий мы составим наш цветик – семицветик. Я уверена, если пожелания будут искренними, то они обязательно сбудутся!