Ольга Бобылёва
Методическая разработка урока мужества для учащихся 7 или 8 классов «Не дать погаснуть живому огню!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Урок мужества «Не дать погаснуть живому огню» представлен в номинации: «Методические разработки».
Данный урок можно провести для учащихся седьмого или восьмого классов в качестве урока внеклассного чтения или на классном часе в форме воспитательной беседы с ребятами с привлечением литературного произведения и местного материала.
Перед учителем стоят следующие задачи:
Публикация «Методическая разработка урока мужества для учащихся 7 или 8 классов „Не дать погаснуть живому огню!“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Урок мужества. Сценарии уроков, классных часов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1) познакомить учащихся с писателем-фронтовиком, его рассказом «Живое пламя»;
2) обсудить главную мысль рассказа о короткой, но яркой жизни, прожитой в полную силу;
3) довести до сознания учащихся мысль о том, что память о погибших в годы Великой Отечественной войны живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей;
4) воспитание патриотических чувств.
На уроке учащиеся слушают рассказ учителя о писателе, обсуждают его замечательное произведение «Живое пламя», делятся теми материалами, которые они нашли в семейных альбомах.
Идея работы с литературным произведением заключается в том, что каждая художественная ситуация должна вывести подростка на глубинные личностные слои, на существование духовного начала в человеке. Рассказ Е. Носова очень яркий, выразительный. Во время художественного чтения этого рассказа создаётся определённый эмоциональный настрой, слова западают глубоко в душу ребёнка и во время беседы по рассказу дают свои ростки. Дети высказывают своё отношение к герою, выражают сочувствие Ольге Петровне, свои мнения обосновывают текстом. Подросток «примеривает» проблему, поднятую в рассказе, на себя, на свои стремления и возможности. Идёт формирование души ребёнка, и это становится моментом движения личности. Важно не заставлять ученика следовать в обсуждении тому порядку идей, которые являются главными с точки зрения учителя. Пусть дети учатся создавать свои собственные идеи, осознавать их. От учителя требуется постоянное введение учащихся в состояние диалога, с тем чтобы выявить проблемы, интересующие детей, рассмотреть их в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей. Необходимо способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания и умения в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.
Привлечение местного материала позволит приобщить детей к исследовательской краеведческой деятельности. Чтобы приготовить сообщения по материалам семейного альбома, учащиеся общаются с родственниками ветеранов, рассматривают фотографии из семейных альбомов, слушают рассказы, держат в руках письмо с фронта, написанное 6 октября 1942 года, пытаются его прочитать. Это прикосновение к истории родного края, прикосновение к истории своих предков, что очень важно для детей.
Живое слово учителя тоже многое значит. Оно выразительно и ярко. Слушая учителя, учащиеся убеждаются в том, что мыслят они правильно, это активизирует их деятельность.
Всё вместе взятое даёт пищу тем росткам, которые появились в душе ребёнка. Невозможно, чтобы такой рассказ Е. Носова не затронул ребячьи сердца. Я думаю, что этот диалог даст в будущем свои плоды. Дети поймут, что Родина большая и родина малая – это святое, что есть у человека, они научатся отличать истинный патриотизм от ложного, научатся видеть в человеке его настоящую красоту.
Содержательная часть.
1. Вступительное слово учителя.
«Сладость победы стирает горечь терпения», - гласит русская пословица. Стирает ли?
Вот уже шестьдесят девять лет прошло со дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из тысячи орудий, знаменующие Победу над фашистской Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших её кровавыми дорогами. Поэт С. Орлов пишет в своё м стихотворении:
Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз…
Память вновь и вновь возвращает ветеранов в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнём. Память! Она всегда с ними. И о чём бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом их произведении. Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как на дыбу, родную землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков.
Евгений Иванович Носов ушёл на фронт восемнадцатилетним пареньком в 1943 году, сражался в составе противотанковой бригады. Был тяжело ранен весной 1945 года. Осенью этого же года вернулся домой, некоторое время получал пособие как инвалид. С мыслью об учёбе пришлось расстаться сразу же. «Помню, - пишет позднее Евгений Иванович, - когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думали, что я новый учитель…». Евгений Иванович Носов награждён орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
В 1959 году он издаёт первую книгу рассказов «На рыбачьей тропе». Опалённое войной сердце ищет успокоения в мирных картинах природы. Носов размышляет о том, как и чем живёт русский человек после великих потерь.
Рассказ»Живое пламя» входит в сборник «На рыбачьей тропе».
2. Чтение рассказа «Живое пламя» учителем.
3. Беседа по вопросам к рассказу:
1) О чём этот рассказ? (обычные бытовые сцены из послевоенной жизни)
2) А о чём нам хочется говорить, прочитав рассказ, - о быте жителей окраины города, об увлечениях хозяйки или о памяти сердца? (ответы учащихся)
Вчитаемся повнимательнее в текст. Обдумаем каждое слово. Представим себе людей, чьи образы создаёт в рассказе автор. И поймём, что содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь…дуновением лёгкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или…ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.
3) Чем живёт в настоящей жизни т. Оля? Жалуется ли она на свою судьбу? Плачет ли? (не жалуется, уже не плачет, живёт тихо спокойно, разводит цветы, помнит о сыне)
4) А почему она не сеет маков? «Ну, какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют… Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит: пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».)
5) Но согласитесь, ведь глубокая затаённая печаль переполняет эту женщину. Что даёт нам право так говорить? (иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны: «Алёшка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.»; «Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.»; «Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.»
6) Можно ли предположить, что и разведением цветов она занялась для того, чтобы унять свою душевную боль? Ответ обоснуйте текстом. (Да. «Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.»
7) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? ( школьники обращаются к тексту: Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет Юноши в лётной форме, что висит над письменным столом, спросила:
---Не мешает?. Это мой сын Алексей. И комната была его…»
«Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика».
8) Какой же он, человек, способный на такой поступок? Откуда в нём такая бескорыстная любовь к Родине? (ответы учащихся) Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нём мать, можно сказать, что Алексей был гордостью т. Оли и до войны.
9) Давайте поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой? Найдите описание тех предметов быта, которые, видимо, окружали Алексея.
(«тяжёлая медная кружка с квасом», «достала из чулана берестяной короб», «присев на завалинку»)
10) А какова речь т. Оли? (проста, бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную женщину)
11) Как вы считаете, нужна ли какая-то особая атмосфера в семье, чтобы воспитать в себе чувство патриотизма? (ответы учащихся)
Сделаем выводы. Чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц:»Первое в жизни – честно служить Отчизне», «Человек без Родины – всё равно что земля без семени», «Жить – Родине служить», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Кто Родиной торгует, того кара не минует», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» (Перекличка пословиц о Родине.)
4. Слово учителя. И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край – всё, что мы зовём величавым словом «Родина».
Мысленно перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет. «Правда» 1 июля 1941 года напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами». «Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе, дорогой. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолёты, выполняя приказ командования. Во время второй атаки наша машина стремительно неслась навстречу фашистскому самолёту, чтобы в единоборстве уничтожить его. Но другой лётчик нашей эскадрильи опередил нас.
Ваня, будешь писать родным, …сообщи, что их сын Николай храбро сражается за Родину, за родную землю, за народ…».
23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо М. Водопьянова сыну Василию: «…Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбёжку наших городов, наших деревень и сёл. …Я призываю тебя, мой сын, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его, где бы и когда бы он ни появился. Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! … Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был…
Твой отец М. Водопьянов».
А вот письмо с фронта в наше село, оно от друга нашего земляка Галкина А. С. Автор письма – Страшко Александр Федотович. Написано оно 6 октября 1942 года. (слайды 4,5)
«Когда началась война, мы поклялись друг другу, что если кто из нас погибнет, то тот, кто останется в живых, должен в семье заменить сына. Так вот мой друг Лёша был настоящим патриотом нашей Родины… Он был лучшим из лучших оружейников экипажа… Его пулемёты и пушки никогда не отказывали в бою… Лёшиными пулемётами сбили 21 немецкий самолёт… Скажу одно: вы вполне можете гордиться своим сыном, настоящим воином, настоящим героем Отечественной войны…»
5. Беседа.
1) Ребята, каким чувством наполнены эти письма? (чувством беззаветного служения Отчизне, чувством глубокого патриотизма, чувством бескорыстной любви к Родине). Именно такое возвышенное, священное состояние души вызвало рождение подвига Алексея, именно оно привело страну к Победе.
2) А каково ваше отношение к герою? (ответы учащихся)
3) Есть ли у нас основания судить об авторском отношении к герою? (ответы учащихся)
4) Выразительное чтение отрывка о цветущих маках. («Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят! Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия. Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто»
5) Найдите в тексте и зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына Алексея. («Да, сгорел… - вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».) Что имела в виду тётя Оля, сказав так?
6) Как вы понимаете конец рассказа? Почему тётя Оля отдала предпочтение макам? (Ответы учащихся с чтением отрывка из текста: «Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковёр маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.»
Сделаем выводы. Маки у Е. Носова – это символ возвышенного, восторженного, героического. Не случайно автор сравнивает маки с «зажженными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни нравственного духа народа, вдохновляет на подвиги, воспитывает в нас чувство бескорыстной любви к Родине.
6. Сообщения учащихся по материалам семейного альбома.
1) Мне хочется рассказать о жителе нашего села, Галкине Алексее Степановиче, 1918 года рождения. В то время, когда началась война, он проходил срочную службу. Был моряком Краснознамённого Балтийского флота. Прослужил уже три года, и началась война. Хорошо, что перед войной приходил в отпуск, повидался в последний раз с родными. Так и продолжал службу Алексей Степанович и в годы войны. Долго воевать ему не пришлось. В октябре 1941 года он погиб. В Книге Памяти записано, что он пропал без вести. Но я во время беседы с его братом, который по своему возрасту на фронт не попал и является тружеником тыла, выяснил, что есть некоторые сведения о его гибели. Александр Степанович рассказал мне о том, что в октябре 1942 года они получили письмо с фронта от друга Алексея Степановича. Друг, Страшко Александр Федотович писал, что Алексей был смелым матросом, талантливым оружейником их экипажа. Орудиями, которые готовил Алексей к бою, были сбиты 21 самолёт фашистов. «В Лёшиных пулемётах, - писал Александр Федотович, - никогда не было ни малейшего каприза». В октябре 1941 года они получили задание прибыть в Ленинград. Но Финский залив немцы забросали минами. 12 часов моряки Балтийского флота боролись с минами. Это было очень опасно. И Алексей Степанович подорвался на мине. В этот момент Александр Федотович поклялся отомстить фашистам за его смерть, родителям заменить погибшего сына. В письме к ним он просит их считать его их сыном, обещает приехать после войны. Но не приехал, видимо, тоже погиб. Писем от него больше не было. Но в единственное письмо были вложены фотографии, которые до сих пор вместе с письмом хранятся у Александра Степановича. (слайды 2,3,6)
2) Я расскажу о своём прадедушке и его родном брате. Мой прадед Родионов Фёдор Кузьмич был мобилизован в 1942 году. Ему было всего 17 лет. Отправили его на Дальний Восток, так как лет было мало. Служил во флоте. После окончания Отечественной войны участвовал в войне с японцами, получил ранение. После госпиталя прибыл домой, это было в 1949 году. (слайд 7)
А вот брат его, Родионов Александр Кузьмич, 1922 года рождения, прошёл всю войну. В начале войны его отправили в Саратов учиться на парашютиста, но сердце не позволило заниматься этим, поэтому он попал в разведку. Так и прошёл всю войну в пехотных войсках. В 1943 году зима была суровая, а обувь не очень хорошая, Александр отмораживал ноги, лечился в госпитале, а потом опять на фронт. Своим родным присылал письма, но они не сохранились. Им запомнилось письмо о взятии «языка», огромного немца, которого бойцы еле донесли.
Погиб он в бою 3 февраля 1945 года в Латвии. Друг Александра присылал письмо его невесте, написал, что Александр подорвался на мине в Латвийских лесах, умер от тяжёлых ран. Похоронен в Латвии, но съездить туда никому не довелось. В семейном альбоме хранятся их фотографии. (слайд 8)
7. Заключительное слово учителя.
Чем дальше уходит в историю день 9 Мая 1945 года, тем ярче высвечивается в памяти и сознании беспримерный подвиг нашего народа, его стойкость и мужество, сделавшие эту дату великим праздником Победы.
Враг не дошёл до Саратова. Но в дни битвы на Волге саратовская земля стала оперативным тылом фронтов, сражавшихся под Сталинградом, а территория города и области неоднократно подвергалась бомбардировкам вражеской авиации. В годы войны саратовцы совершили трудовой и боевой подвиг во имя Победы. Велики их жертвы. Память об этом – в приглушённом шуме оживлённых проспектов, в безмолвном великолепии над Волгой, в едва уловимом позванивании наград на пиджаке седоголового ветерана. Эта память в гордом и печальном полёте двенадцати серебристых журавлей, вознесённых в мирное небо тремя сорокаметровыми пилотами на Соколовой горе. Этот памятник воинам – саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне, виден от самых дальних городских окраин. К нему невозможно привыкнуть. Сколько бы ни минуло лет после его возведения, он задерживает взгляд, заставляет замедлить шаги.