Светлана Желтикова
Разработка перспективно-тематического плана работы педагога ДОО в соответствии с современными требованиями
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1)
Разработка перспективно – тематического плана работы педагога ДОО в соответствии с современными требованиями
(слайд 2)
«Будущее должно быть заложено в настоящем.
Это называется планом.
Без него ничто в мире не может быть хорошим».
Лихтенберг Георг Кристоф
Нередко воспитателям-новичкам приходится очень сложно в плане ведения документации в ДОУ, поскольку бумаг нужно заполнить и вести неимоверное количество. И никого не волнует, что основная задача воспитателя - любить и воспитывать детишек своей группы, в нашей стране бумажная волокита становится все объемнее с каждым годом и для педагогов ДОУ.
Публикация «Разработка перспективно-тематического плана работы педагога ДОО в соответствии с современными требованиями» размещена в разделах
Ведение документации, к которой относятся планы, в соответствии с ФГОС ДО для воспитателя является необходимым этапом работы.
(слайд 3)
Предлагаю вспомнить виды планирования в ДОУ.
Стратегическое (долгосрочное) планирование (3 – 5 лет)
- Программа развития ДОУ
- Образовательная программа ДОУ
- Инновационные проекты, программы
Тематическое (краткосрочное) планирование (1 год)
- Учебный план
- Годовой план
- Перспективный план
Оперативное планирование (день, неделя, месяц)
- календарный план
- индивидуальные маршруты
Планирование - основа управления процессом реализации образовательной программы ДО.
Планирование работы составляется так, чтобы педагог мог легко пользоваться им, не тратить время для поиска нужной информации. Цель данного документа - направлять работу педагога, рационализировать виды деятельности и реализовать запланированные цели и задачи.
План – рабочий документ, назначение которого – помочь участникам образовательного процесса в достижении намеченных задач.
Сегодня мы остановимся на перспективном плане
Что такое перспективный план и действительно ли он так необходим?
(слайд 4)
Перспективное планирование помогает воспитателю
- равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки;
- заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения;
- устранить отрицательный эффект неопределенности;
- сосредоточить внимание на главных задачах;
- добиться экономичного функционирования.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
(слайд 5)
При разработке плана педагог должен ориентироваться на федеральные нормативные документы:
Конституцию ст. 43, 72,
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановление Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“»,
Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
Письмо Минобрнауки от 28.02.2014 № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Какую бы форму планирования образовательного процесса ни выбрал педагог, следует соблюдать несколько важных условий:
• объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования (что уже пройдено с детьми, какие результаты получены);
• выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с образовательной программой ДОО, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
• четко представлять те результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит получить планируемые результаты.
Основные принципы календарно-тематического планирования :
• системность
• целостность
• цикличность
• технологичность
При этом необходимо учитывать:
• комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
• построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
• реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона, возраста детей.
(слайд 6)
Планируя воспитательно-образовательный процесс, следует охватывать все образовательные области.
Перспективный план составляется на учебный год с определением задач и содержания на каждую тему.
Перспективное планирование является регулятором деятельности воспитателей и специалистов ДОУ. Разрабатывается ими самостоятельно на основе образовательной и адаптированной программ ДО.
(слайд 7)
Алгоритм планирования
Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря.
По требования ФГОС планирование должно носить комплексно-тематический характер, что предполагает выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение: традиционные события, праздники, лексические темы и т. д. Допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида.
(слайд 8,9)
Предлагаю для рассмотрения циклограмму тематических недель на учебный год, которая разработана и утверждена в нашем ДОУ. (слайд)
Каждая тема должна заканчиваться проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
(слайд 10)
Второй шаг - выбор структуры перспективного планирования. Разделы перспективного плана могут быть :
по видам детской деятельности: двигательная, игровая, изобразительная, чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, конструирование;
(слайд 11)
по направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
по теме лексической или циклограммы ДОУ.
(слайд 12)
Третий шаг - выбор задач из образовательной или адаптационной программ ДО, в зависимости от направленности группы (общеразвивающая, компенсирующая, комбинированная, возраста детей, особенностей индивидуального развития и темой недели.
Четвёртый шаг - отбор содержания образовательного материала.
Пятый шаг - выбор форм, методов и приемов работы с детьми по реализации программных задач.
Также необходимо включить в структуру планирования различные формы взаимодействия с семьей (анкетирование, педагогическое просвещение родителей, мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы и т. д.); совместное творчество детей и взрослых (выставки, проекты, мастерские); и совместные мероприятия с учреждениями социума (школа, музей, учреждение дополнительного образования и т. д.).
В плане следует прописать ожидаемые результаты.
Перспективное планирование осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим с учётом расписания образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей
В перспективном плане обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей, даты начала и окончания плана.
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Современный воспитатель - это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.
(слайд 13)
«В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение». Б. Т. Вашингтон
(слайд 14)