Юлия Ярова
Разработка открытого урока по природоведению «Звери весной» 1 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка
открытого урока
по природоведению
Тема «Звери весной»
1 класс
подготовила:
Учитель начальных классов
Бакланова Юлия Юрьевна
2014
Тема: Звери весной.
Цель: расширить знания о разнообразии животных леса, узнать условия приспособления и связи зверей в условия среды «лес», познакомить с весенним периодом жизни; развивать познавательный интерес к природе родного края и ее тайн; воспитывать уважительное отношение ко всему живому, как составляющей природных богатств Земли.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Дикие животные, лесные звери
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Оборудование: презентация «Звери весной»; раздаточный материал: карточки (№1, 2); микрофон; маска медведя, зайчика, ежика, белочки; рисунки детей: не разрушать их гнезда, не брать в руки яйца и птенцов, не стрелять в них из рогатки, зимой построить с родителями кормушки, сохранять тишину в лесу; музыка; рисунок сказочного леса; Фотографии животных: белка, лиса, волк, медведь, заяц, еж. Их дома: дупло, нора, логово, берлога. Рисунки к игре «Кто что ест» : мясо, мышь, яблоко, трава, орехи, рыба. Волшебный сундучок, Банка с медом, леденцы, письмо от Маши.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие
Опять день начался, дети!
Прозвучал и стих звонок.
Все собрались на урок.
С гостями поздоровайтесь
И чаще улыбайтесь.
2. Посадка за парты
Садитесь девочки - наша красота, садитесь мальчики - наша сила. Сядьте правильно, как настоящие ученики.
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
Учитель:
- Какое время года? (Время года весна).
- Кто прилетает с юга весной? (Прилетают с юга весной птицы).
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О птицах)
- Наши исследователи приготовили ответы на вопрос «Почему надо охранять птиц?» Вам слово.
Выступление детей:
- Потому что птицы уничтожают большое количество вредных деревьев.
- Например, скворец за завтрак съедает 50 - 60 насекомых, ласточка за лето - до миллиона, а синичка за день съедает насекомых столько, сколько сама весит.
- В первой Красной книге Украины 28 видов уходя птиц, а сейчас их уже 87 видов.
- Поэтому нам надо охранять птиц, чтобы они охраняли наши деревья от вредителей.
Учитель:
- Наши художники нарисовали рисунки на тему: «Что значит охранять птиц»
Работа над выставкой.
2. Ассоциативный куст
-. , расскажи, что вы нарисовали?
- Охрана птиц - это не разрушать их гнезда, не брать в руки яйца и птенцов, а не стрелять в них из рогатки, зимой построить с родителями кормушки, сохранять тишину в лесу.
Учитель:
- Все хорошо поработали и я думаю, что вы никогда не обидите птиц, потому что они наши друзья.
III. Мотивация учебной деятельности
(Стук, под музыку заходит медведь)
1. Знакомство со сказочным героем
- Даже к нам на урок кто пришел. Заходите пожалуйста. Вы узнали, кто это к нам пришел? Кто?
Медведь: - Добрый день, дети. Да, это я - медведь. Проснулся я недавно от того, что у меня влажный бок от талого снега, а моя подруга. Вы, я думаю, помните, как ее зовут? Как? Так, Маша. Так вот моя подруга меня и спрашивает, какие новости в лесу, кто уже проснулся от спячки, у кого уже родились детеныши. А я ничего не помню, все за зиму забыл. А в лесу я слышал, что вы очень умны и наблюдательны дети, любите природу, помогите и мне все вспомнить, иначе очень стыдно мне перед Машей, что я такой большой, а ничего не помню. Помогите, пожалуйста.
ИV. Сообщение темы урока
Учитель: - Хорошо, мы тебе поможем и сами что-то новое и интересное узнаем об изменениях в жизни животных весной.
(Слайд 1)
1. Минутка наблюдений
Медведь: - Спасибо вам, друзья. У меня еще такая беда, что я не знаю, какая погода уже не улице, или настала уже настоящая весна или мне еще можно поспать.
Расскажите, пожалуйста мне погоду. А я внимательно слушать, чтобы ничего интересного не пропустить.
Учитель: - Хорошо, медведь, мы и в этой беде тебе поможем. Наш синоптик тебе все расскажет. Пожалуйста,.
Какое время года?
Какой сегодня месяц?
Какое сегодня число?
Каково состояние неба?
Есть ветер?
Есть еще какие-то осадки?
- Какие еще изменения вы заметили в природе весной?
Дети: - День стал длиннее, а ночь короче, чаще видим солнышко, слышим пение птиц.
Медведь: - Какие же вы наблюдательны, спасибо. Возможно, вы еще и сообразительные и отгадаете загадку, которую Маша мне загадала?
Зимой черное,
Летом и весной зеленый,
Осенью желтое.
Дети: - Лес.
Медведь: - Я убедился, что вы настоящие друзья природы и не сделаете вреда моим соседям и поэтому я вас приглашаю на экскурсию в сказочный лес.
V. Изучение нового материала
- Спасибо, мишке=а, мы очень любим лес и всех его жителей и с удовольствием воспользуемся твоим приглашением. Мы отправляемся.
1. Фантазия
(Под музыку)
- Закройте глаза и представьте все, что я сейчас скажу.
Вот в лес идет весна.
Все вокруг оживает:
Звери просыпаются,
Цветы улыбаются,
Птички прилетают,
Дети выбегают,
По лесу прыгают.
Улыбнитесь всем вокруг:
Небу, солнцу, людям, цветам.
И тогда обязательно
Много друзей у тебя будет!
2. Гра «Найди лишнее слово»
Учитель: - Вот мы уже в лесу. Первая наша остановка «Ручеек знаний»
(Слайд 2)
Первых вопрос «Какое лишнее слово?» Прочитай., а ответит.
Волк, белочка, заяц, синица.
А почему звери зимой впадают в спячку, а только весной просыпаются?
Дети: - Потому что мало пищи, стало холодно на улице.
3. Гра «Угадай животное»
Учитель: - Вторая наша остановка - «Тропинка встреч». Чтобы мы смогли дальше двигаться сказочным лесом, отгадайте, описание животного находится в сказочной корочке, которую передала вам Маша. (Достает учитель из ящика описание и читает).
Это - большой зверь. Его туловище покрыто бурой коричневой шерстью. При ходьбе ставит ступни пятками наружу, а пальцами наружу, а пальцами внутрь. Через мешковатую ходу его называют косолапым. Кто это?
Дети: - Медведь.
(Слайд 3)
Учитель: - Молодцы, ребята, вы очень умны. Медведь хоть и хищник, но есть всеядным животным: ест насекомых, червей, лягушек, рыбу, ягоды, орехи. Но еды зимой мало, поэтому он запасает до 80 - 100 кг жира и залегает в спячку, строя берлогу в зарослях леса.
(Слайд 4)
Медведь поднимает руку)
Медведь: - А можно я расскажу о своих детишек?
Учитель: - Пожалуйста, мишка.
4. Рассказ мишки
Медведь: - В феврале медведица рожает 1 - 2 малышей весом 500 грамм (размером с перчатку). Они слепые и голые. Мать держит их на брюхе среди шерсти в тепле и согревает своим дыханием. Кормит их полгода грудью. Мы воспитываем своих детей 1,5 - 2 года. Иногда их воспитанием занимаются еще прошлогодние дети - няни. Среди зверей мы долгожители, потому что живем 500 лет.
Учитель: - А почему говорят, что медведь - сосет лапу? Наши исследователи знают ответ на этот вопрос. Пожалуйста, …
Физкультминутка
5. Выступление исследователей
- Зимой у медведя на лапах меняется кожа, а молодая, нежная кожа мерзнет: от он и облизывает ее горячим языком.
6. Отгадывание ребуса
Учитель: - Вторая встреча нас ждет с тем, кто зашифрован в этом ребусе.
(Слайд 5)
ВК
- Кто догадался, с кем мы встретимся?
Дети: - С волком.
(Слайд 6)
7. Рассказ учителя
Учитель: - Да, с волком. Свое жилье - логово, (Слайд 7)
Волки строят среди корней деревьев в густых непроходимых чащах недалеко от воды. В марте - апреле, в подготовленном логове, волчица рождает 4 - 6 волчат. Несколько недель они кормятся молоком, а через месяц уже едят мясо.
8. Выступление исследователей
Учитель: - А как вы понимаете выражение «голодный как волк»? Наш исследователь. знает ответ на этот вопрос. Пожалуйста, …
- Когда волк проголодается, то может съесть сразу до 10 кг мяса, но, как правило съедает до 2 кг.
Учитель: - А почему говорят «волка кормят ноги»? Наш исследователь. приготовил ответ и на этот вопрос.
- Потому что в поисках пищи он преодолевает расстояние до 100 км. Живут волки до 15 лет.
9. Отгадывание загадки
Учитель: - Маша передала еще одну загадку.
(Учитель из ящика достает загадку, и читает)
Я рыжая, низкого роста,
Хитрая я и длиннохвостая.
На кур я весьма лакомая -
В них такое вкусненькое мясо.
Волку-брату я сестрица,
А зовут меня.
Дети: - Лиса
(Слайд 8)
10. Робота по карте № 1
Учитель: - Чтобы узнать, что происходит в жилье лисы весной, возьмите карточку № 1. Прочитайте самостоятельно.
Карточка № 1
Лисичка живет в лесу. В нее рыжая мягкая шубка.
Мордочка вытянутая, уши острые.
Хвост у нее большой, пушистый.
Лисичка хитрая.
(Слайд 9)
- Кто прочитал, сядьте ровно.
- Что нового узнали о лисе?
-А Еще он живет в норе.
- Посмотрите, кто еще на тропинке нам встретился.
11. Инсценизация «Встреча»
- Добрый день!
(Слайд 10)
Белка: - Ой, ежик, какой ты колючий!
(Слайд 11)
Ежик: - Да, шубка у меня колючая. Но имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность - свернусь в клубок - попробуй коснуться меня, сразу получишь тысячу уколов!
Белка: - А ты родился тоже с иглами?
Ежик: - Мы рождаемся весной без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые, но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Белка: - А я тоже родилась весной голой и слепой. Но в нашем дупле мне не холодно, потому что моя заботливая мама согревала меня и одеяла мягкой подстилкой.
(Слайд 12)
Зайчик: - А я свою маму не помню! И дома у меня тоже нет!
Белка: - Как это? Почему?
Зайчик: - Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытый шерстью. Мама меня кормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Белка: - Почему?
Зайчик: - Если бы она со мной осталась, по ее запахом нас бы быстро нашли бы хищники, а я еще плохо прыгаю и не смог бы от них убежать. Так меня мама защищает от хищников.
Ежик: - И тебе не хотелось есть?
Зайчик: - Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3 - 4 дня я неголодный.
Белка: - А как же последующие дни?
Зайчик: - А когда захочется есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лапок. По этому следу против меня какая - либо зайчиха и кормит молоком. И снова хватает на 3 - 4 дня. А когда я подрасту, я начинаю есть траву.
Учитель: - Мы очень были рады вас видеть. Спасибо за интересный рассказ. До свидания, друзья.
12. Беседа
Учитель: - Как же рождается еж? (Еж рождается без иголок и слепой)
- Почему белочке не холодно в дупле? (Потому что мама укрывала теплой подстилки)
- Что интересного узнали о зайчика? (Зайчик рождается сразу зрячий и покрытый шерстью)
-Я Надеюсь, что вы поняли, как родители - звери заботятся о своих детенышах. Как?
Дети: - предохраняют от врагов, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться.
Учитель: - Зачем они это делают?
Дети: - Готовят их к взрослой жизни.
13. Робота с карточкой № 2
- Чтобы узнать, какие еще изменения происходят в жизни зверей весной возьмите карточку № 2. Начинает читать. все остальные следят. Продолжает.
Пушные звери линяют, сбрасывая теплую шерсть, меняя ее на более легкий, летний волосяной покров. Меняется цвет шерсти. Их густая, пушистая шерсть весной становится более жидкой.
- Что нового узнали?
Дети: - У зверей весной меняется мех. Оно становится другого цвета и реже.
Учитель: - Почему это происходит весной?
Дети: - Чтобы быть менее заметным, потому что снег уже растаял и белый мех уже не помогает спрятаться от врагов.
- Весной и летом будет жарко в зимней шубке, поэтому мех становится жидким.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Гра «Кто живет?»
Учитель: - Следующая наша остановка «Игровая поляна». Весной звери очень любят погреться на солнце. Вот они и вышли на поляну из своих домов, а куда вернуться - забыли. Помогите им, пожалуйста. Игра называются «Кто живет?» Работать вы будете в парах: Дима возвращается к Паше (подумайте где живет белка, Юля возвращается к Артему (подумайте где живет медведь, Валентин возвращается к Кристине (подумайте где живет волк, Саша возвращается к Данила (подумайте где живет лиса). Посоветуйтесь. Готовы. Пожалуйста, …
Учитель: - Где живет белка?
. : - Белка живет в дупле.
Учитель: - Где живет медведь?
. : - Медведь живет в берлоге.
Учитель: - Где живет волк?
. : - Волк живет в логове.
Учитель: - Где живет лиса?
. : - Лиса живет в норе.
2. Гра «Накорми животных»
Учитель: - Молодцы, вы с этой задачей хорошо справились. Звери вам благодарны за помощь. Но после такой прогулки звери очень проголодались и просят вас их накормить. Будьте внимательны, не перепутайте, кто что ест. Готовые накормить наших гостей? Пожалуста, … ,
Учитель: - Кто из этих зверей ест траву?
. : - Траву ест заяц.
Учитель: - Кто любит есть орехи?
. : - Орехи любит есть белка.
Учитель: - Кто обычно ест мышей?
. : - Мышей ест лиса.
Учитель: - Кто любит рыбу?
. : - Рыбу любит медведь.
Учитель: - Кто ест мясо?
. : - Мясо ест волк.
Учитель: - Кто любит яблоки?
. : - Яблоки любит ежик.
Учитель: - Молодцы, вы очень внимательны. Звери сыты и благодарны за вкусный обед.
- Хорошо поиграли на поляне, справились со всеми заданиями. Время отдохнуть нашим глазам.
3. Упражнения для глаз
Нужны глаза нам здоровы, чтобы созерцать мир чудесный!
Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, себе на нос!
Опять вправо, снова влево и поморгала глазами.
4. Работа по учебнику.
VИИ. итог урока
1. Беседа
Учитель: - Что интересного узнали на уроке?
(Сегодня на уроке я узнал, что: еж рождается без иголок и слепой,
зайчик рождается зрячим и покрытым шерстью, волк живет в логове, лиса живет в норе, медведь живет в берлоге, лиса ест мышей, медведь ест насекомых, лягушек, ягоды, орехи, рыбу, яблоки ест ежик)
2. Словесное оценивания учеников
- Сегодня на уроке очень хорошо поработали. Давали верные ответы, активны были на уроке, поэтому вы получаете медальки.. Вы также хорошо поработали, но нужно быть более активным на уроке. Поднимать руку, отвечать.
Медведь: - Мне пора домой идти. Спасибо, что помогли мне все вспомнить. Вы сегодня очень хорошо поработали, а за это я дарю вам баночку душистого и целебного меда, а Маша передала вам свои любимые леденцы. Приходите к нам в гости чаще, но не забывайте, что в лесу вы не одни и там тоже есть свои правила, как надо себя вести. До свидания, друзья!
Дети: - До свидания!
Учитель: - Нашу экскурсию я хочу закончить такими словами:
Все на земле, все надо беречь!
И зверя, и птицы, и ту растение
НЕ чванься тем, что царь природы ты -
Потому что в конце ты ее часть.
- На этом наш урок закончен.
Если останется время:
1. Робота с карточкой № 3
2. Ророба по рисункам «Правила поведения в лесу»
2. Гра «да - нет»
(Проводится по сигнальным карточкам.) Сейчас мы поиграем в игру «да - нет». Если вы согласны с тем, что я скажу покажите мне зеленого смайлика, а если не согласны - красного.
• Охранять редкие растения.
• Рвать много цветов.
• Сажать цветы, деревья.
• Ловить бабочек.
• Трогать птичьи гнезда.
• Кричать в лесу.
• Разводить костер.
итог урока
- Представьте себе! Вы - художники - волшебники! Возьмите кисточку в руки, выберите краску и отправимся помещений школы, классом и писать, где захотим. Напишите букву М на крыльце, букву О на столовой, букву Л на ступеньках, букву О на дверях класса, букву Д на окне букву Ц на потолке, букву И на доске. Закройте глаза и пройдите еще раз мысленным путем и соберите буквы вместе. Какое слово получилось? (МОЛОДЦЫ) Да, вы действительно молодцы! На этом наш урок закончен.