Ангелина Тазетдинова
Интегрированное занятие по познавательному развитию: «Важное донесение»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Важное донесение"
Цель: Возродить в сердцах старших дошкольников трепетное чувство патриотизма, воспитывая гордость за великий народ и глубокое уважение к бессмертному подвигу ветеранов Великой Отечественной войны.
Задачи:
Раскрыть перед детьми трагическую суть войны, поведать о неисчислимом горе, которое она принесла, и подчеркнуть героическую стойкость наших воинов, а также особое значение Дня Победы для каждого из нас.
Совершенствовать умение находить точные и выразительные слова для описания заданных характеристик.
Развивать тонкий фонетический слух и мелкую моторику рук.
Привить детям глубокое чувство благодарности и уважения к воинам-освободителям, подарившим нам мирное небо.
Оборудование: (Перечисление оборудования)
Ход занятия:
Звучит тихая, мелодичная музыка. Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: (с теплой улыбкой)
Есть у радости лучик сокрытый,
В виде нежного полукруга.
На лице он рождается игриво,
То исчезнет, то вновь придет.
Грусть и печаль пред ним отступают.
Что это, дети? Кто угадает? (Улыбка)
Давайте подарим друг другу лучезарные улыбки, и с прекрасным настроением начнем наше занятие.
(Зажигает свечу)
Воспитатель (тихим, проникновенным голосом):
Трепещет пламя свечи в тишине,
Не обожгись о его дыхание.
О, огонек волшебный, расскажи
Что ты хочешь поведать нам сегодня?
Всмотритесь в этот мерцающий огонек. Какие чувства он рождает в ваших сердцах? На что похоже его пламя? Вспомните, когда еще вы смотрели на огонь и о чем думали? (В храме, у костра, у бабушки в деревне).
(Слайд 1: Вечный огонь)
Но есть огонь, который вызывает у людей особенные чувства и воспоминания. Это Вечный огонь. Где мы можем увидеть Вечный огонь?
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: О войне, которая закончилась Победой!
Воспитатель: Верно!
Д/и «Какими бывают слова»
Воспитатель: Каждое утро солнышко дарит нам свои ласковые лучи и тепло. Все радуются солнышку! Если бы все люди на земле относились друг к другу с любовью и добротой, улыбались и помогали, то на нашей планете всегда царил бы мир, согласие и порядок. И никогда не было бы войн! Как называется время, когда нет войны?
Дети: Мирное время!
Воспитатель: А что для вас значит мирное время?
Игра "Скажи иначе":
Воспитатель: Я называю слово, а вы подбираете к нему близкое по значению.
Родина – Отечество,
красный – алый,
дорога – путь,
смелый – отважный, бесстрашный, мужественный,
героический поступок – храбрый (смелый) поступок,
солдат – военный,
военный доктор – врач.
IV. Обобщение:
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на экран и сгруппируем слова по признакам.
Москва, Брест, Севастополь – города-герои.
Винтовка, автомат, граната – оружие.
Суп, каша, хлеб – солдатская еда.
Шинель, гимнастерка, плащ-палатка – солдатская одежда.
Воспитатель: Бывают слова грустные, печальные. Какие грустные слова вы знаете?
Дети: (Слезы, болезнь, укол, расставание и т. п.).
Воспитатель: А есть слово страшное – война! Почему же слово «война» такое страшное?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Много лет назад на нашу страну напали фашисты. Эта война была самой страшной в истории человечества. И весь народ встал на защиту своей Родины.
Сравнительное слушание звуков мирного и военного времени
Воспитатель: Какие звуки мы услышим, если выйдем сейчас на улицу?
Дети: (Птицы поют, шелест листьев, шум машин, голоса людей).
Воспитатель: Это прекрасные, мирные звуки!
Много лет назад был такой же теплый солнечный день. И вдруг… (Звучат первые строки песни «Священная война») …люди узнали, что враг напал на нашу землю, и началась война…
(Слайд 2: Военная техника)
Воспитатель: Налетели самолеты, двинулись танки, пришли солдаты с оружием, и мир изменился навсегда…
Д/и «Подбери признак».
(Слайды с изображением военной техники)
Воспитатель: Танк – какой он? (Большой, металлический, тяжелый).
Самолет – какой он? (Военный, пассажирский, быстрый).
И вот такая огромная, мощная техника появилась в нашей стране, и такие звуки стали раздаваться повсюду.
(Прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки)
Воспитатель: Понравились вам звуки войны? Почему?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Это ужасные, пугающие звуки! Какие звуки вы хотели бы слышать каждый день? Почему вам не понравились звуки войны?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Война – это страшное бедствие. Горели города, рушились дома, гибли люди… (Звучит фрагмент песни «Священная война»). Мужчины уходили на фронт, чтобы защитить свою землю, изгнать врагов. Говорят, жить – Родине служить! Какие военные профессии вы знаете?
Игра “Почемучка”.
(Слайды с вопросами)
Воспитатель: Почему в войне участвовали моряки? (Они защищали нашу Родину на море).
Почему в войне участвовали лётчики?
Почему в войне участвовали врачи?
Почему в войне участвовали медсёстры?
Почему в войне участвовали партизаны?
Почему в войне участвовали разведчики?
Воспитатель: А какие предметы были необходимы военным для выполнения их работы? Узнать об этом нам поможет солдатский вещевой мешок.
(Ребенок, отгадавший загадку, становится водящим)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что внутри!
Игра: «Подбери пару» (Звучит музыка)
Дети под музыку берут карточки и ищут пару. (Танкист – танк, снаряды, артиллерист – пушка, летчик – самолет, медсестра – сумка с медикаментами, бинт, командир – карта местности, солдат – автомат, пулеметчик – пулемет).
Физминутка:
Воспитатель: А теперь отдохнем и полетаем на самолете!
Самолет летит по небу,
Крылья подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.
Воспитатель: Женщины и дети трудились не покладая рук, чтобы у солдат была одежда, еда, оружие. Но враг был силен, и нашим воинам не сразу удалось его победить. Фашисты долго готовились к войне, у них было много оружия, бомб и военной техники. Какая техника была у врагов, вы узнаете из загадок.
Загадки:
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)
Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (Ракету)
Ползёт черепаха – стальная рубаха.
Враг в овраг, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха.
Что это за черепаха? (Танк)
Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуем смастерить эту технику
(Дети делятся на группы и конструируют военную технику из счетных палочек по схемам)
Воспитатель: Фашисты выгоняли детей из школ и детских садов, забирали продукты и вещи у жителей, устанавливали свои жестокие порядки: молодых людей увозили на принудительные работы в Германию, запрещали выходить на улицу в темное время суток. Город Ленинград был окружен врагами со всех сторон. Ворваться в город фашисты не смогли, но и не пропускали туда никого. В городе закончилась еда, и люди умирали от голода. Посмотрите, что это? (Показывает картофельные очистки). Что мы с ними делаем? (Выбрасываем). А в блокадном Ленинграде эти очистки варили и ели.
(Показывает маленький кусочек хлеба)
Воспитатель: Вот такие маленькие кусочки хлеба получали дети. Это была вся еда на целый день. Можно ли насытиться таким кусочком?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, нет. Но, несмотря на голод и лишения, люди старались помогать друг другу. Даже дети совершали героические поступки, например, доставляли важные донесения. У меня есть одно такое донесение, но оно зашифровано. Давайте попробуем его расшифровать! Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Воспитатель:
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну (руки соединить между собой)
Пограничник, вертолетчик (сгибаем пальцы)
Врач военный и танкист
А еще десантник, летчик
Снайпер и артиллерист.
Графический диктант (танк):
(Инструкция для графического диктанта)
Воспитатель: Что у нас получилось? О чем могло говориться в этом донесении?
Дети: (Предположения детей).
Воспитатель: Многие города и села были полностью уничтожены фашистами. Не осталось ни домов, ни людей. Гибли солдаты, женщины, дети. Те, кто выжил, писали письма домой, складывая их треугольником. Давайте попробуем прочитать несколько таких писем.
(Дети разгадывают ребусы)
Воспитатель: И вот, наконец, наши воины смогли одолеть врага и изгнали его с родной земли до самого Берлина! В этот день была объявлена долгожданная Победа! Люди радовались окончанию войны, поздравляли друг друга и мечтали вернуться домой. С тех пор каждый год мы празднуем День Победы и благодарим тех, кто подарил нам мирное небо.
Во время войны было совершено множество подвигов, за которые награждали орденами и медалями, присваивали звание «Герой Советского Союза». 9 мая мы вспоминаем эти подвиги, чтим память погибших в борьбе с фашизмом.
(Слайды с ветеранами)
Воспитатель: Ветераны войны – это уже пожилые люди, но в День Победы они надевают свои ордена и медали и выходят на парад. (Звучит песня «День Победы»).
(Слайды с героями войны родного края)
Воспитатель: И в нашем районе есть свои герои! Это Ф. А. Пушина, военный фельдшер, в честь которой названа улица села и школа. Герман Коротков, Иван Репин – их имена увековечены в Мемориале землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
(Слайд с праздничным салютом)
Воспитатель: А заканчивается День Победы праздничным салютом!
Приближается долгожданный День Победы. В этом году мы будем праздновать 79-ю годовщину Великой Победы. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, отстоявших мир в жестокой битве. Всем защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным небом. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно посетите памятники воинской славы, возложите цветы к Вечному огню и склоните головы в знак уважения.
Изготовление гвоздик из бумаги.
(Инструкция по изготовлению гвоздик из бумаги).