Заварзина Людмила Валерьевна
Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Буквы А и О в корнях -кос- – -кас-.
Класс : 6 В
Тип урока : урок «открытия» нового знания
Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т. А. Ладыженской
Цель: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне – кас- и -кос- .
Задачи:
• узнать правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;
• уметь распознавать слова с чередующимися корнями -КОС- - -КАС- и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
Публикация «Разработка открытого урока „Буквы А и О в корне-кас — кос-“ (6 класс)» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты уроков
- Косички. Плетение косичек с детьми
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• научиться применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Ход урока
Оргмомент. (Приветствие. Готовность детей к уроку.)
- Здравствуйте! Я вас всех рада видеть! Садитесь!
(Сдают тетради с домашней работой).
- Пишем число, классную работу. Для записи новой темы оставляем одну строчку пустой.
Актуализация знаний.
Объяснительный диктант. (Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях).
Выложить, прилагательное, положение, полагаться.
Вырастать, выращивание, подросли, растение, росток.
- Выделите в словах корни? Что можете сказать? Какие правила вспомнили?
Беседа.
- Расскажите о правописании корня –лаг- и –лож-.
- Расскажите о правописании корней –раст (щ)- и –рос-.
- Что общего в правописании корней –лаг- и –лож-; -раст (щ)- и –рос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв).
- Проверяются ли ударением слова с корнями –лаг- и –лож-; -раст (щ)- и –рос-? (Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне слова нельзя.)
1. Определение новой темы.
• На доске записаны слова:
-O-
касание прикоснуться
прикасаться прикосновение
- Запишите данные слова в два столбика. Проведем наблюдение.
- Выделите в них корни. Подчеркните гласную в корне.
- Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.)
- Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? Какое правила вспомнили вначале урока? Есть что-то общее? (Написание гласных зависит от последующих букв)
- Выделите суффикс -а- после корня, если он есть. А теперь скажите, что получается? (в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а-, пишется корень -кос-)
-КАС- а -КОС- (нет а)
касание прикоснуться
прикасаться прикосновение
- Как сформулируем тему урока? (Буквы а и о в корне –кас- и – кос-)
- Какие задачи мы поставим на уроке?
- Сегодня на уроке мы узнаем правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС; научимся отличать слова с чередующимися корнями -КОС- - -КАС- и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
2. Освоение нового материала.
• Чтение правила и образца рассуждений. (Стр. 104-105).
• Упр. 184 (коллективное выполнение с комментированием). (Разделить тетрадь на 2 столбика, выписать слова, объяснить правописание). (По одному выходят к доске, читают предложение, выписывают слова в нужный столбик, объясняют и графически обозначают условия выбора букв а и о).
-КАС-: касается, прикасайтесь, касанием
-КОС- : коснулось, соприкоснулись, прикоснулась, соприкосновения.
• Прикоснулась (переносное значение). Лодки (фонетический разбор).
Таким образом, можно составить алгоритм проверки условий выбора букв а и о в корне – кас-, -кос-.
• Составление алгоритма:
Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – - кас-?
1. Выделить корень.
2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.
3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.
3. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы (выделить корень, чередующуюся гласную, суффикс а, если есть). (Работаем в парах, заполняем таблицу)
Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_са.
-кас- -кос-
Два последних слова на другую орфограмму. Они проверяются ударением. В корне этих слов гласные не чередуются. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
(Один подготовленный ученик читает лексическое значение корня –КАС- и – КОС-)
1) дотрагиваться до кого-либо или чего-либо;
2) затрагивать что-нибудь в разговоре;
3) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.
- Таким образом, что мы должны ещё отличать? (Чередующиеся гласные от проверяемых гласных ударением).
Задание 2. (Запись предложений у доски.)
- В каких словах гласные корня проверяются ударением? Почему?
1) К. сить траву лучше рано утром.
2) Едва к. снулся в разговоре щекотливой темы.
3) У москички две к. сички.
4) Не прик. сайтесь к проводам!
5) Дом стоял на речной к. се.
(Гласные корня проверяются ударением в предложениях 1, 3, 5. Мы имеем дело с омонимичными корнями. Во всех словах значение корня с пропущенными гласными разное).
3. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Проверяются ли ударением слова в корне с чередованием –КАС- и -КОС-?
- Что общего в правилах правописания корней –лаг-, -лож-; -раст (щ)-, -рос-; -кас- и –кос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв)
- Почему при написании необходимо учитывать значение корня?
4. Домашнее задание.
• Стр. 104 (правило)
• Упр. 185 (сгруппировать слова по признакам)