Екатерина Скороходова
Разработка и реализация комплекса мер по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей
▼ Скачать + Заказать документы
1) Выявление одарённых детей
В работе с одарё нными детьми существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одинаково одарёнными» - «одарённые дети встречаются крайне редко».
Таким образом, с одной стороны – очень важно разглядеть у ребёнка одарённость и предоставить возможность для её раскрытия.
И тогда мы говорим о том, чтобы в каждой школе было создано поле деятельности для обеспечения выбора для каждого ребёнка.
Публикация «Разработка и реализация комплекса мер по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей» размещена в разделах
С другой стороны – есть ярко одарённые дети. Для этих детей нужны особые условия обучения. Главная задача – дать возможность таким детям учиться столько, сколько они хотят и тому, чему они хотят учиться.
Одарённые дети :
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей :
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью и креативностью мышления.
Выявление одарённых детей осуществляется через такие формы работы, как наблюдение, изучение психологических особенностей ребёнка, речи, памяти, логического мышления.
Выявленная и развивающаяся одарённость требует особой среды для своего дальнейшего развития : квалифицированных педагогов, коллектива детей с общностью интересов, большого объёма индивидуальных занятий и индивидуального их планирования, особых форм организации педагогического процесса, таких, как проектная. Основные направления работы по выявлению и развитию одарённых детей определяются в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретных образовательных запросов учащихся и их родителей.
Важной составляющей является психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей, в ходе которого должны решаться следующие задачи:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса воспитанника и динамики психологического развития в процессе обучения, оказание помощи одарённым детям, имеющим проблемы в психологическом развитии;
- психолого-педагогическое сопровождение воспитателей, родителей, повышение их компетентности в работе и в отношениях с одарёнными детьми.
Важно использовать разнообразные психолого-педагогические методики выявления одарённости и в дальнейшем вести постоянный мониторинг их развития, а также их учебных успехов. Можно использовать также результаты групповых тестирований, социологических исследований и анкетирования, что позволит определить круг дошкольников для более углублённых индивидуальных исследований.
Анкетирование родителей одарённых дошкольников позволяет выявить особенности воспитания в семье и личностные особенности одарённых детей. Важно, чтобы у родителей формировалось адекватное представление о способностях своего ребёнка и о том, что нужно для их реализации.
Многие дети проявляют высокую степень одарённости не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Необходимо стремиться выявлять задатки ребенка в различных областях, всесторонне развивать их.
2) Развитие детской одарённости
- развитие способностей на занятиях в рамках освоения детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей ( формы работы: исследование, защита проектов, викторина и др.);
- развитие способностей во внеурочной деятельности ( формы работы: интеллектуальный кружок, индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области, системы творческих конкурсов, фестивалей, интеллектуальные турниры и конкурсы и др.).