Светлана Поздеева
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
2 часть
Модель деятельности по развитию одаренности
Деятельность по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум на-правлениям:
1. Выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности.
2. Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей через решение взаимосвязанных задач:
Публикация «Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей;
развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.
Выявление одаренности
Методы и методики диагностики одаренности зависят от возраста дошкольников. В от-ношении детей 3 – 4 лет используется метод стандартизированного наблюдения и экспертных оценок проявлений детского развития родителями и педагогами.
С 4 лет добавляется метод проблемных ситуаций игрового или предметно-практического характера, создающий условия для проявления одаренности в результатах деятельности.
С 5 лет предполагается также проведение психологической диагностики, направленной на изучение не отдельных познавательных процессов (памяти, воображения, аналитико-синтетических умений и пр., а интегративных качеств интеллектуального развития, имеющих в своей основе показатель креативности.
Предположения о наличии изобразительной одаренности ребенка основываются на осо-бенностях изобразительной деятельности одаренных дошкольников, выделенные Комаровой Т. С. и Казаковой Т. Г. :
расположение предметов в соответствии с задуманной композицией;
предварительноезамысливание сюжета, предварительные наброски;
переход от схематического к реалистическому изображению;
функционализм – ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете;
смешанные проекции в рисунке;
богатая тематика рисунков;
использование в работе большого количества материалов, техник;
практическая направленность продуктивной деятельности;
стремление к экспериментированию с различными материалами;
специфичность цветовых решений.
Дети одарены ко всем видам искусства, но раньше других обнаруживают себя художест-венные способности.
Создание Модели с одновременной ее апробацией начиналось при работе с детьми трех (вторая младшая группа) и четырех летнего возраста (средняя группа, поэтому в силу возрас-тной специфики выявление одаренности проходило через:
наблюдения и беседы с ребенком;
мониторинг развития изобразительных способностей детей на начало и конец года;
анализ продукта деятельности,
анкетирование родителей.
Анализ полученных результатов позволил предположить наличие у конкретных детей художественной одаренности – по виду деятельности, потенциальной – по степени сформиро-ванности, были выявлены способности, которые следовало развивать средствами изобразительного искусства.
С большой степенью вероятности были сделаны предположения о наличии изобрази-тельной одаренности у детей, которые:
проявляли большой интерес к визуальной информации;
проводили много времени за рисованием и лепкой;
демонстрировали опережающую свой возраст умелость;
осознанно строили композицию рисунков.
Работы этих детей были оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Методики по выявлению одаренности младших дошкольников представлены в приложениях 2 – 4.
Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей
Работа с детьми с изобразительной одаренностью строится на общих принципах работы с одаренными детьми, но имеет и свои особенности, учитывающие возрастную динамику раз-вития изобразительной деятельности и ее специфику.
Возрастная динамика развития изобразительной деятельности представлена в приложе-нии 5.
Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:
Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.
Изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет – самый значимый для ребенка.
Прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т. е. сквозь предметы ближ-него плана видны изображения, находящиеся за первыми.
Смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку», «спереди» оказывают на одном рисунке.
Первоочередная задача развития и воспитания художественно одаренных детей средст-вами изобразительного искусства – развитие творческой активности, нестандартного видения мира реализуется через:
развитие творческого потенциала ребенка;
личностное развитие и самовыражение ребенка средствами изобразительного искусства;
формирование художественных навыков и умений.
В сфере художественного образования:
овладение языком изобразительного искусства;
формирование художественных навыков, знаний и умений;
развитие мышления, воображения, представлений, фантазии и восприятия;
развитие оригинальности замысла и композиции;
развитие художественной выразительности в продуктивной деятельности.
В сфере личностного развития:
индивидуальное становление и развитие личности в коллективе;
изучение психологических особенностей личности ребенка в продуктах художественно-творческой деятельности;
развитие личности ребенка средствами изобразительной деятельности и искусства;
формирование самосознания ребенка.
Развитие эмоциональной сферы:
развитие эмпатии;
развитие эмоциональной сферы через сопереживание.
развитие мотивации изобразительной деятельности;
развитие мотивов достижения успеха, веры в себя.
В сфере развития самосознания:
осознание собственного «Я»;
осознание своих переживаний и состояний, передача их через цвет, форму, линию, тон;
осознание себя во времени (прошлое, настоящее, будущее)
При этом возникает проблема в преодолении противоречия между широкими возможностями развития творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности и несформированностью изобразительных умений.
Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружаю-щий мир, они изучают его.
Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.
Возрастная несформированность графических навыков и умений (методика изображения образов тонкими линиями, техника закрашивания рисунков красками с помощью мазков, метод заливки и другие, демонстрация образца (как основного дидактического принципа при обучении детей рисованию) лишают ребенка возможности выражать творческое начало в рисунке. На практике это выражается в том, что дети:
не могут самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправиль-но»;
ждут указаний от педагога;
проявляют пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и рас-положении изображения на листе;
не умеют экспериментировать с изобразительными материалами»;
показывают низкий уровень фантазии, художественного творчества;
не передают личное отношение к объекту изображения.
Методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не всегда способствуют формированию творческой личности:
ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (солнце – желтое, небо – си-нее);
отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правиль-но, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика);
исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чис-тых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура);
стандартный набор изобразительных материалов и традиционные способы передачи по-лученной информации (рисование – только цветными карандашами или красками, лепка – только пластилин, аппликация – только цветная бумага).
Сложным для дошкольников является изображение предметов тонкими линиями. Пред-меты получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверен-ности.
Преодолеть проблему противоречия между широкими возможностями развития творче-ского потенциала детей средствами изобразительной деятельности и несформированностью изобразительных умений детей позволяет использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет преодолеть страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Использование нетрадиционных техник рисования способствует созданию ситуации успеха и развитию изобразительных способностей. Использование хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, креативности, нестандартного видения мира.
Не умаляя роли классического обучения детей изобразительной грамоте, нетрадицион-ные техники рисования являются важным и существенным дополнением. Демонстрируя не-обычные сочетания материалов и инструментов, нетрадиционная техника интересна и доступна по технологии выполнения. Создает мотивированную потребность у ребенка к рисованию, помогает решить поставленную им творческую задачу.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию художественных способностей всех детей, совершенствуют изобразительные умения одаренных детей, побуждают их к изобразительной деятельности, способствуют развитию их творческой активности.
При этом одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный ма-териал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Использование нетрадиционных художественно-графических техник (рисование паль-цами и ладошками, оттиск разнообразными материалами, рисование восковыми мелками и ак-варелью, граттаж, кляксография, набрызг, монотипия и др.) позволяет организовать дополни-тельную работу с одаренными детьми.
Поэтому в качестве средства развития изобразительной одаренности выбраны нетради-ционные техники рисования, были определены цель и задачи использования нетрадиционных изобразительных техник.
Цель:
Развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста через использова-ние нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
закрепить приобретенные умения и навыки, показать детям широту их возможного приме-нения;
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
воспитывать эстетический вкус;
прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.