Светлана Поздеева
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы реализации задач развития одаренности
посредством нетрадиционных графических техник
Принцип поэтапности – «погружение» в нетрадиционнуюизодеятельность. Развитие творчества происходит с учетом возрастных особенностей ребенка, от простых (доступных) техник к более сложным. Если приступить к освоению этапа, минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.
Публикация «Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Принцип динамичности – каждое задание необходимо творчески пережить и прочувст-вовать, а предлагаемая техника понята и освоена в совершенстве. Только тогда сохраняется ло-гическая цепочка – от самого простого – освоения навыка, до заключительного, максимально сложного – проявления творчества.
Принцип сравнений – подразумевается разнообразие вариантов решений детьми заданий темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций. Помогает развитию способностей к ассоциативному, а значит и творческому мышлению.
Принцип выбора – в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении дан-ного сюжета без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Организационные формы детской деятельности
Развитие изобразительных способностей детей складывалось через различные организа-ционные формы – вариативная непосредственная деятельность «Мир чудес и удивлений», со-вместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с ребенком. Вариативная НОД «Мир чудес и удивлений» проводилась во второй поло-вине дня 1 раз в 2 недели длительностью 20 минут для детей средней группы и 30 минут – для детей подготовительной к школе группе. Такие занятия проводились с подгрупповой, а иногда (особенно в младшем возрасте) индивидуальной формой организации (по типу кружковой ра-боты) в условиях массовой группы. Обучение нетрадиционным техникам рисования детей вто-рой младшей группы и старшей группы происходило во время совместной деятельности педа-гога с детьми.
Для каждой возрастной группы была написана рабочая программа и составлен перспек-тивный план, в котором образовательные ситуации представляли собой углубленное освоение программы. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и их интересов темы могли изменяться. Образовательные ситуации организовывались со всеми детьми, как имеющими ярко выраженные изобразительные способности, так и с теми, у которых изобразительные способности необходимо развивать.
Процесс художественно – эстетического развития проводился систематически и посте-пенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у детей на протяже-нии всего времени сохранялась заинтересованность. Все темы, входящие в планирование, из-менялись по принципу нарастания сложности. Это происходило постепенно, что давало воз-можность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Периодически оформлялись выставки детских работ. Дети видели, что продукты их тру-да значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.
Благодаря коллективным формам организации у детей происходило осознание себя, сво-его внутреннего мира, оттачивалась техника изображения, появлялись оригинальные творче-ские композиции. Непосредственно образовательная деятельность в группе сверстников, имеющих общие интересы и эстетические потребности, способствовали развитию детского творчества и саморазвитию детей.
Приемы, методы, условия использования нетрадиционных техник рисования
Качество подготовки творчески одаренных и способных детей возрастает при обязатель-ном соблюдении следующих условий:
реализация принципа индивидуализации и дифференциациипо отношению к творчески одаренным и способным детям в процессе проведения занятий.
обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителейприрешении проблемы развития художественных способностей и одаренности у детей.
разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию творческих способностей, одаренности и стимулированию творческой активности воспитанников средствами изобразительного искусства.
подбор серии игр, упражнений, заданий творческого характера для развития художествен-ных способностей и одаренности у воспитанников средствами изобразительного искусства в условиях детского сада и в семье.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект не-ожиданности, наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Во многом результат деятельности ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи до-полнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и при-глашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувст-вовать себя значимыми;
живая, эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из нетрадиционных техник – маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста используются разные варианты приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Работа по реализации модели опиралась на методические материалы
А. М. Страунинг, которая описала ряд нетрадиционных техник в изобразительной деятельно-сти. В процессе работы была собрана собственная «копилка» нетрадиционных техник, которая при работе с детьми разного возраста была адаптированас учетомвозрастных особенностей.
Кляксография
Заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а пока-зывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большо-го формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашива-ет ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гу-ашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плот-ная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коро-бочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребе-нок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закра-шенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист ак-варелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.