МААМ-картинки

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования

Светлана Поздеева
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Принципы реализации задач развития одаренности

посредством нетрадиционных графических техник

Принцип поэтапности – «погружение» в нетрадиционнуюизодеятельность. Развитие творчества происходит с учетом возрастных особенностей ребенка, от простых (доступных) техник к более сложным. Если приступить к освоению этапа, минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.

Публикация «Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Принцип динамичности – каждое задание необходимо творчески пережить и прочувст-вовать, а предлагаемая техника понята и освоена в совершенстве. Только тогда сохраняется ло-гическая цепочка – от самого простого – освоения навыка, до заключительного, максимально сложного – проявления творчества.

Принцип сравнений – подразумевается разнообразие вариантов решений детьми заданий темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций. Помогает развитию способностей к ассоциативному, а значит и творческому мышлению.

Принцип выбора – в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении дан-ного сюжета без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Организационные формы детской деятельности

Развитие изобразительных способностей детей складывалось через различные организа-ционные формы – вариативная непосредственная деятельность «Мир чудес и удивлений», со-вместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с ребенком. Вариативная НОД «Мир чудес и удивлений» проводилась во второй поло-вине дня 1 раз в 2 недели длительностью 20 минут для детей средней группы и 30 минут – для детей подготовительной к школе группе. Такие занятия проводились с подгрупповой, а иногда (особенно в младшем возрасте) индивидуальной формой организации (по типу кружковой ра-боты) в условиях массовой группы. Обучение нетрадиционным техникам рисования детей вто-рой младшей группы и старшей группы происходило во время совместной деятельности педа-гога с детьми.

Для каждой возрастной группы была написана рабочая программа и составлен перспек-тивный план, в котором образовательные ситуации представляли собой углубленное освоение программы. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и их интересов темы могли изменяться. Образовательные ситуации организовывались со всеми детьми, как имеющими ярко выраженные изобразительные способности, так и с теми, у которых изобразительные способности необходимо развивать.

Процесс художественно – эстетического развития проводился систематически и посте-пенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у детей на протяже-нии всего времени сохранялась заинтересованность. Все темы, входящие в планирование, из-менялись по принципу нарастания сложности. Это происходило постепенно, что давало воз-можность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Периодически оформлялись выставки детских работ. Дети видели, что продукты их тру-да значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.

Благодаря коллективным формам организации у детей происходило осознание себя, сво-его внутреннего мира, оттачивалась техника изображения, появлялись оригинальные творче-ские композиции. Непосредственно образовательная деятельность в группе сверстников, имеющих общие интересы и эстетические потребности, способствовали развитию детского творчества и саморазвитию детей.

Приемы, методы, условия использования нетрадиционных техник рисования

Качество подготовки творчески одаренных и способных детей возрастает при обязатель-ном соблюдении следующих условий:

реализация принципа индивидуализации и дифференциациипо отношению к творчески одаренным и способным детям в процессе проведения занятий.

обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителейприрешении проблемы развития художественных способностей и одаренности у детей.

разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию творческих способностей, одаренности и стимулированию творческой активности воспитанников средствами изобразительного искусства.

подбор серии игр, упражнений, заданий творческого характера для развития художествен-ных способностей и одаренности у воспитанников средствами изобразительного искусства в условиях детского сада и в семье.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект не-ожиданности, наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат деятельности ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи до-полнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и при-глашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувст-вовать себя значимыми;

живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из нетрадиционных техник – маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста используются разные варианты приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Работа по реализации модели опиралась на методические материалы

А. М. Страунинг, которая описала ряд нетрадиционных техник в изобразительной деятельно-сти. В процессе работы была собрана собственная «копилка» нетрадиционных техник, которая при работе с детьми разного возраста была адаптированас учетомвозрастных особенностей.

Кляксография

Заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а пока-зывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большо-го формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашива-ет ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гу-ашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плот-ная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коро-бочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребе-нок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закра-шенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист ак-варелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Публикации по теме:

Занятие по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Цветная клякса» Конспект педагогического мероприятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Долгосрочный проект (январь – май 2015г.).

Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования «Снегурочка» для детей 4–5 лет Тема: «Снегурочка» Программное содержание: - Уточнить и обобщить знания детей о зиме; - Учить детей создавать выразительный образ снегурочки,.

Занятие в младшей группе по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования «Тюльпаны»Занятие в младшей группе по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования «Тюльпаны» Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Тюльпаны» (ладошка) Цели: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Консультация «Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования» . Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно.

Развитие творческих способностей детей с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии У детей с ОНР, помимо задержки речевого развития, наблюдается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Содержание.

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Сегодня я выступаю в качестве руководителя кружка по нетрадиционному рисованию. Тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования Цель моего опыта - развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования. Свою работу строю на следующих принципах:.

Самоанализ открытого занятия по речевому развитию с применением нетрадиционных техник рисования Самоанализ непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по речевому развитию с нетрадиционным способом рисования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 4 августа 2015 в 18:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Поздеева (УИ 36755) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД