Светлана Поздеева
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
4часть
Интеграция нетрадиционных изобразительных техник с образовательными областями
При реализации Модели соблюдался принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности:
театрализованная деятельность – рисование по просмотренным сказкам, рисование при-гласительных билетов;
физическая культура – использование рисунков в оформлении к праздникам, развлече-ниям;
Публикация «Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
музыкальное воспитание – использование рисунков в оформлении праздников, музы-кального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств;
развитие речи – использование на занятии художественного слова, рисование иллюстраций к сказкам, развитие монологической речи при описании и анализе собственных работ и работ своих сверстников.
ознакомление с окружающим – расширение кругозора в процессе различных наблюде-ний, экскурсий, а также знакомство со строением предметов, объектов;
Требования к деятельности педагога
высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе;
склонность педагога к творческой деятельности;
наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересо-вывать детей процессом выполняемой им самим деятельности;
умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы;
наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества;
личностная готовность к работе с одаренными детьми.
Семья и развитие одаренности ребенка
Значение семьи в развитии одаренности ребенка признается решающим. Неблагоприят-ные в социальном смысле условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т. д.) могут оказывать отрицательное влияние на развитии одаренности. С другой стороны, признание в семье высокой ценности образования является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие проявлений одаренности. Особен-но важно для становления личности одаренного ребенка – внимание родителей.
Родители должны быть помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их дос-тижений. Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок само-выражается как личность, а для этого дома:
Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бума-ге.
Сюжет и качество исполнения рисунка не должен подвергаться критике.
Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте и по-просить ребенка прокомментировать их.
Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводился до сведения роди-телей, тем самым ребенок имел возможность получить похвалу от родителей, что для него было очень важно и способствовало «удовлетворению притязаний на признание». И как показала практика, чем теснее была взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становился ребенок. Для установления партнерских взаимоотношений с родителями, использовались разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы.
В интересной и непринуждённой обстановке прошёл мастер класс «Необычными веща-ми мы рисуем без труда». С удовольствием родители включились в работу по освоению раз-личных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.
Ожидаемые результаты:
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со спо-собностями;
совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
стимулирование мотивации развития способностей;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
участие детей в конкурсных, мероприятиях муниципального уровня;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой деятельностью;
создание и апробация психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
разработка методических рекомендаций для работы с одаренными и способными деть-ми;
развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображе-ния, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Достигнутые результаты
В результате проведенной работы у детей возрос интерес к нетрадиционной технике ри-сования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они стали создавать новое, оригинальное, прояв-лять творчество, фантазию, реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения.
Результатами работы в данном направлении стали:
активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Использование нетрадиционных изобразительных техник:
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
развивает пространственное мышление;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает мелкую моторику рук;
развивает уверенность в своих силах;
способствует снятию детских страхов;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.