Светлана Поздеева
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
1часть.
Введение
«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери
Президентом РФ 03.04.2012 утверждена Концепция общенациональной системы выяв-ления и развития молодых талантов. Центральной идеей Концепции является мысль о том, что каждый человек талантлив. Добьется ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли у него шанс реализовать свою одаренность.
Публикация «Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности всей образовательной системы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренность – сложное и многомерное явление. Детская одаренность считается одним из самых интересных и загадочных явлений природы.
При организации работы с одаренными детьми у педагогов-дошкольников возникают трудности в понимании что такое «детская одаренность», какой она бывает, как она проявляет-ся и развивается.
Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одарен-ности, ее проявления и типологию.
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относятся такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий. Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности.
Одаренность не идентична способностям. Способности можно рассматривать как ком-поненты одаренности, которые у одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности. Способный и одаренный ребенок – это не одно и то же. Способность может развиваться в одаренность при условии правильной организации деятельности ребенка, в процессе развития и обучения.
Типология одаренности
Среди критериев выделения типов одаренности определяются :
вид деятельности и обеспечивающие сферы психики;
степень сформированности одаренности;
форма проявлений одаренности;
широта проявлений в различных видах деятельности;
особенности возрастного развития.
Классификация одаренности по данным критериям представлена в приложении 1
На этапе планирования были определены цель, объект, предмет и задачи педагогиче-ской деятельности.
Цель работы:
Создание и апробация модели выявления актуальной и потенциальной изобразительной ода-ренности дошкольников и ее развитие средствами нетрадиционных техник рисования.
Объект:
Процесс выявления и развития изобразительной одаренности детей дошкольного возраста.
Предмет:
Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей и одаренности дошкольников.
Задачи:
Подобрать и реализовать в практической деятельности методики выявления одаренности дошкольников в соответствии с возрастными особенностями детей.
Сформировать и апробировать систему развития художественных способностей детей, основанной на использование нетрадиционных техник рисования.
Разработать методические рекомендации для работы с одаренными и способными деть-ми в условиях детского сада и семьи.
Для организации работы с изобразительно одаренными детьми была реализована «Мо-дель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помо-щи нетрадиционных техник рисования» (далее – Модель).
Инновационность опыта заключается в создании и апробировании системы работы по использованию нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способно-стей дошкольников в условиях детского сада.
Модель включает такие направления деятельности, как выявление и педагогическая поддержка одаренных детей, взаимодействие с их родителями.
Модель соответствует федеральным государственным образовательным стандартам до-школьного образования, которые выделяют сохранение и поддержку индивидуальности ребен-ка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в отно-шении с людьми, миром и самим собой.