Дарья Сараева
Разработка и проведение мастер-класса для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей 4–5 лет
Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Форма организации: мастер-класс.
Характер взаимодействия: совместная деятельность ведущего и педагогов, самостоятельная деятельность педагогов.
Ход работы
1. Игра-приветствие «Европейский город»
Воспитатель предлагает всем поздороваться друг с другом, так как любое общение начинается с приветствия.
Публикация «Разработка и проведение мастер-класса для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.
Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола — здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.
(из игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя)
2. Вступление
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.
-Как вырастить ребенка, грамотно и уверенно общающегося с людьми?
Уважаемые коллеги, Вас интересуют этот вопрос?
Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных навыках детей. Как вы понимаете, что такое «коммуникативные навыки»? Я принесла «волшебный микрофон», он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон, выскажет свою точку зрения: как он понимает, что такое «коммуникативные навыки». (Коллеги по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает их). Да, вы правильно сказали, что коммуникативные навыки – это навыки общения друг с другом.
А что вы понимаете под общением? (ответы педагогов) Действительно, с самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Общение ребенка-дошкольника со взрослыми и с детьми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. А, как известно, детский сад- это вторая семья для ребёнка. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит именно от них.
5. А теперь предлагаю вашему вниманию материал о том, как мы в детском саду развиваем у ребят коммуникативные навыки.
Мы сочетаем разные подходы:
1. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я—Ты—Мы». О. Л. Князева.
2. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаева О. В.
3. Социо-игровые подходы к педагогике. Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М.
4. Картотеки игр из интернета.
Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки, мы подразделяем на группы, соответствующие определённым задачам.
1. Игры «Понимаю себя- значит, понимаю других».
Игра-тренинг «Мои ощущения»
Ребенок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения, например: «Я съел что-то горькое (сладкое, кислое, соленое, вкусное)», «Я разбил чашку», «Я иду в цирк». (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Упражнение «Что чувствует мама, если.»
Цель • содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.
Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат. (Игра с педагогами)
Игра «Моё настроение»
Цель: развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. (Игра с педагогами)
2. Игры и упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими:
1. игры, способствующие осознанию возможных путей выхода из конфликта
Игра «Банк идей»
В группе ставится коробочка или банка, в которую дети в течение длительного времени складывают записки с различными советами по разрешению различных конфликтных ситуаций. (Педагог зачитываются записки.)
Игра «Письмо родителям»
Дети с помощью воспитателя составляют письмо, в котором просят родителей больше им доверять и не запрещать делать то, что им хочется. (Педагог зачитывает письмо.)
Игра «Поручения — обращения»
Ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо обратиться с вопросом,
просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения. (Игра с педагогами)
2. игры на сотрудничество
Игра «Помоги другу, или Самая дружная пара»
Цель • формировать отношения доверия.
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Игра «Встать по пальцам»
Дети стоят в кругу. Педагог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев на 1 или 2 руках и вслух считает до трёх. Он открывает глаза или поворачивается к детям. Перед ним должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Игра «Звери на болоте»
Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.
У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. (Игра с педагогами)
3. игры и упражнения, формирующие умения соблюдать правила
Видеозапись, демонстрирующая, как дети объясняют правила поведения в группе, знакомые им со среднего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте мы познакомим детей с правилами доброты и правилами честности.
Игра «Сформулируй правила доброты»
Взрослые, передавая мяч друг другу, называют одно из правил доброты. (Игра с педагогами) Демонстрация правил доброты группы.
Игра «Я не должен»
Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир, и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.
Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков. (Представление игры)
4. игры, направленные на создание положительного эмоционального настроя
Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»
Цель • обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.
Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится.» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится.». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится.», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится.», бросает его следующему ребенку и т. д.
(Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Варианты игры.
1. Игра «Встреча с интересными людьми»
Кто-то из детей на правах ведущего рассказывает что-то хорошее о своем
товарище.
2. Игра «Спасибо. Пожалуйста!»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит: «Спасибо тебе за то, что…», — мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать: «Пожалуйста!» После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.
Игра «Волшебный стул» (традиция в День именинника).
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. (Игра с педагогами)
5. упражнения, направленные на снижение агрессивности
Упражнение «Конкурс художников»
Цель • разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали» : пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.
При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех? (Педагог представляет рисунки детей.)
Упражнение «Почему подрались мальчики»
Цель • развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.
На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Упражнение «Я могу защитить.»
Цель • формировать у детей способность использовать, агрессивные действия в социально желательных целях. Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить.». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить., потому что.». (Игра с педагогами.)
6. Рефлексия.
Игра с мячом «Закончи предложение»
Коллеги, передавая мяч друг другу, заканчивают предложение «Наиболее полезными и интересными для меня оказались игры, так как…»