Папки-передвижки

Разработка и проведение мастер-класса для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей 4–5 лет

Дарья Сараева
Разработка и проведение мастер-класса для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей 4–5 лет

Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Форма организации: мастер-класс.

Характер взаимодействия: совместная деятельность ведущего и педагогов, самостоятельная деятельность педагогов.

Ход работы

1. Игра-приветствие «Европейский город»

Воспитатель предлагает всем поздороваться друг с другом, так как любое общение начинается с приветствия.

Публикация «Разработка и проведение мастер-класса для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей 4–5 лет» размещена в разделах

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола — здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

(из игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя)

2. Вступление

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как вырастить ребенка, грамотно и уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые коллеги, Вас интересуют этот вопрос?

Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных навыках детей. Как вы понимаете, что такое «коммуникативные навыки»? Я принесла «волшебный микрофон», он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон, выскажет свою точку зрения: как он понимает, что такое «коммуникативные навыки». (Коллеги по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает их). Да, вы правильно сказали, что коммуникативные навыки – это навыки общения друг с другом.

А что вы понимаете под общением? (ответы педагогов) Действительно, с самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Общение ребенка-дошкольника со взрослыми и с детьми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. А, как известно, детский сад- это вторая семья для ребёнка. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит именно от них.

5. А теперь предлагаю вашему вниманию материал о том, как мы в детском саду развиваем у ребят коммуникативные навыки.

Мы сочетаем разные подходы:

1. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я—Ты—Мы». О. Л. Князева.

2. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаева О. В.

3. Социо-игровые подходы к педагогике. Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М.

4. Картотеки игр из интернета.

Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки, мы подразделяем на группы, соответствующие определённым задачам.

1. Игры «Понимаю себя- значит, понимаю других».

Игра-тренинг «Мои ощущения»

Ребенок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения, например: «Я съел что-то горькое (сладкое, кислое, соленое, вкусное)», «Я разбил чашку», «Я иду в цирк». (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Упражнение «Что чувствует мама, если.»

Цель • содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат. (Игра с педагогами)

Игра «Моё настроение»

Цель: развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. (Игра с педагогами)

2. Игры и упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими:

1. игры, способствующие осознанию возможных путей выхода из конфликта

Игра «Банк идей»

В группе ставится коробочка или банка, в которую дети в течение длительного времени складывают записки с различными советами по разрешению различных конфликтных ситуаций. (Педагог зачитываются записки.)

Игра «Письмо родителям»

Дети с помощью воспитателя составляют письмо, в котором просят родителей больше им доверять и не запрещать делать то, что им хочется. (Педагог зачитывает письмо.)

Игра «Поручения — обращения»

Ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо обратиться с вопросом,

просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения. (Игра с педагогами)

2. игры на сотрудничество

Игра «Помоги другу, или Самая дружная пара»

Цель • формировать отношения доверия.

Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Игра «Встать по пальцам»

Дети стоят в кругу. Педагог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев на 1 или 2 руках и вслух считает до трёх. Он открывает глаза или поворачивается к детям. Перед ним должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Игра «Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. (Игра с педагогами)

3. игры и упражнения, формирующие умения соблюдать правила

Видеозапись, демонстрирующая, как дети объясняют правила поведения в группе, знакомые им со среднего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте мы познакомим детей с правилами доброты и правилами честности.

Игра «Сформулируй правила доброты»

Взрослые, передавая мяч друг другу, называют одно из правил доброты. (Игра с педагогами) Демонстрация правил доброты группы.

Игра «Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир, и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков. (Представление игры)

4. игры, направленные на создание положительного эмоционального настроя

Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»

Цель • обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.

Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится.» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится.». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится.», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится.», бросает его следующему ребенку и т. д.

(Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Варианты игры.

1. Игра «Встреча с интересными людьми»

Кто-то из детей на правах ведущего рассказывает что-то хорошее о своем

товарище.

2. Игра «Спасибо. Пожалуйста!»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит: «Спасибо тебе за то, что…», — мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать: «Пожалуйста!» После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.

Игра «Волшебный стул» (традиция в День именинника).

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. (Игра с педагогами)

5. упражнения, направленные на снижение агрессивности

Упражнение «Конкурс художников»

Цель • разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали» : пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех? (Педагог представляет рисунки детей.)

Упражнение «Почему подрались мальчики»

Цель • развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.

Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.

На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Упражнение «Я могу защитить.»

Цель • формировать у детей способность использовать, агрессивные действия в социально желательных целях. Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить.». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить., потому что.». (Игра с педагогами.)

6. Рефлексия.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Коллеги, передавая мяч друг другу, заканчивают предложение «Наиболее полезными и интересными для меня оказались игры, так как…»

Публикации по теме:

«У матрёшки — новоселье». Интегрированная НОД по развитию коммуникативных навыков во второй младшей группе Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Методическая разработка мастер-класса «Учимся играя. «Лэпбук» — интерактивная папка для детей» План мастер-класса Тема: «Мой город Березники». Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка и проведение мастер-класса для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей 4–5 лет
Опубликовано: 25 мая 2021 в 21:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка и проведение мастер-класса для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Сараева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД