Светлана Афанасенкова
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»
▼ Скачать + Заказать документы
МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Воспитатель: Афанасенкова Светлана Викторовна
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»
Возрастная группа: старшая группа
Форма совместной деятельности: занятие
Форма организации (групповая, индивидуальная)
Виды детской деятельности :_восприятие художественной литературы, коммуникативная, игровая, конструирование из разного материала
Средства:
наглядные: иллюстрации к сказке,
Публикация «Рассказывание русской народной сказки „Заяц-хвастун“» размещена в разделах
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
литературные: сказка «Заяц-хвастун»
музыкальные: ритмичная музыка
оборудование: игрушка заяц, игрушка ворона, шапочка зайца для драматизации, фланелеграф, набор условных заместителей персонажей сказки для работы на фланелеграфе и наборы меньшего размера для работы на столах на каждого ребёнка, квадраты из белой бумаги размером 15X15 см для оригами «Зайчик», ножницы на каждого ребёнка.
Задачи Воспитательные: Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Воспитывать нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества, взаимопомощи во время образовательной деятельности.
Обучающие: Познакомить с русской народной сказкой «Заяц-хвастун»; помочь понять смысл. Упражнять в образовании слов при помощи суффикса- ищ.
Развивающие: Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь. Ввести в словарь детей новые слова: гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно, сарай, где хранится урожай зерна. Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.
Крестьянин. Сноп
Планируемые результаты Знание сказки (название, герои, содержание); узнавать среди других сказок, умение отличать сказочную ситуацию от реальной
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационно-целевой 1. Звучит ритмичная музыка.
-Что хочется делать под эту музыку? (прыгать)
- Попрыгайте!
-Как вы думаете, чья эта музыка?
Загадать загадку:
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам.
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? /Заяц/
-Обратить внимание детей, что под кустиком сидит зайка. Он резвился, веселился в лесу и не заметил, как заблудился. И теперь он не знает, как вернуться в свою сказку. Метель замела все дороги.
Дыхательная гимнастика «Метель».
(1— Вдох полной грудью через нос и длительный выдох. 2—вдох полной грудью через нос и короткие выдохи через плотно сжатые губы.) Поможем зайке найти сказку? Организует.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления
Показывает последовательность действий Выражают свое мнение по вопросу
Отгадывают загадку
Демонстрируют
2. Содержатель ный 2. Беседа о сказках.
-Какие сказки вы знаете?
-Кто сочинил эти сказки?
-Почему они русскими народными называются?
-Кто живёт в этих сказках?
-А в каких сказках живёт зайка? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)
-Какой зайка в сказках «Заюшкина избушка»? (грустный, бедный, беспо мощный, трусливый)
3. Внести новую книжку-сказку «Заяц-хваста». -Я знаю ещё одну сказку про зайку. Но в этой сказ ке он вовсе не беспомощный и беззащитный. Он говорит о себе, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. -Попросить детей цитату повторить, выделяя слова с суффиксом -ищ. -Какие по величине у зайца усы, лапы и зубы? (большие) -Значит, если мы добавим к слову -ищ, то предмет станет большим. -Должно быть, в сказке речь идёт о зайце- великане? Д/игра «Маленький — большой» :
— Какие у зайца глаза? - глазищи; нос — носище;
хвост -хвостище; когти- когтищи; заяц- зайчище.
4. Рассказывание сказки «Заяц-хваста» с показом наглядных персонажей на фланелеграфе. -Почему сказка называется «Заяц — хваста»?
-Действительно ли в сказке жил заяц великан?
-Какой заяц в это сказке? (В начале- хвастун, затем, при встрече с тёткой вороной-трусишка, а в конце — храбрец) Покажите, какой заяц был вначале :
Пантомимический этюд «Хвастовство».
Дети изображают радостного, хвастливого зайца: на лице улыбка, смотреть прямо перед собой, грудь выпячена вперёд. — Вспомните, когда заяц был трусишкой?
Драматизация диалога зайца с тёткой вороной. Ворона: А ну, расскажи, как ты хвастался.
Заяц : У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Ворона потрепала зайца: — Боле не хвастай! Заяц испугался и убежал.
Физкультурная минутка:
Встали зайцы на пеньки,
Приподнялись на носки.
(Руки на пояс, подняться на носки)
Спины чуть прогнули,
Лопатки все сомкнули.
(Прогнуться, сомкнув лопатки.)
Посмотрите на зайчат, Как красиво все стоят.
(Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.)
Руки в стороны подняли И наклоны делать стали.
(Руки в стороны, наклоны вперёд.)
Зайцы волка увидали
(Руку - козырьком, посмотреть слева направо).
И с лужайки убежали.
(Убегают на места.)
-Когда же заяц оказался храбрецом? (Когда помог вороне — спас её от собак)
-Хоровое и индивидуальное проговаривание слов вороны: «Вот теперь ты молодец! Не хваста, а храбрец!» (с разной силой голоса) Гимнастика для глаз «Проследи за зайчиком» Работа на фланелеграфе.
-Вспомните персонажей сказки. Чтобы пересказать сказку, мы заменим наших героев геометрическими фигурами. -Какие геометрические фигуры вы видите? (круги, треугольники, прямоугольники) —Как вы думаете, кого из героев сказки можно заменить белыми кругами? Почему? (зайцев, т. к. они белые) -Кого будет обозначать треугольник? Почему? (из двух треугольников, чёрного и синего, дети выбирают чёрный, т. к. ворона чёрная) -Кого заменим прямоугольником? Каким? Почему? (собаку заменим коричневым прямоугольником, а не зелёным) - Кроме того, нам понадобится забор и кустик.
6. Предложить детям смоделировать сказку с помощью фигурок- заместителей на фланелеграфе. — Моделирование сказки, используя сериационный вид моделирования.
7. Пересказ сказки детьми по сюжетам, смоделированным на фланелеграфе.
8. Понравившиеся эпизоды дети моделируют на столах и рассказывают, о чём этот эпизод. 9. Предложить желающим детям пересказать сказку от начала до конца, глядя на модели, чтобы наш зайчик окончательно вспомнил свою сказку.
10. Предложить детям подобрать концовку сказки. -Понравилась вам сказка?
-Какая сказка, злая или добрая?
-Как можно закончить сказку? («Вот и сказке конец, кто дослушал— молодец!», «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают») Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления
Вводит элемент новизны
Побуждает детей к высказыванию
Эмоционально включает в действии, вовлекает в слушание
Наблюдает за детьми во время выполнения задания
Выражает искреннее восхищение
Организует
Рассказывает, обсуждает вместе с детьми Выражают свое мнение по вопросу
Слушают сказку
Выполняют задания в соответствии с установленными требованиями
Демонстрируют физическую активность
Проговаривают концовку вместе с воспитателем
Распределят круги между героями
Вспоминают героев сказки, их особенности
1-2 ребенка пересказывают сказку
Слушают; выражают собственные мысли
3. Итоговый (рефлексия) 11. Зайчик благодарит детей за помощь и предлагает сделать на память его портрет.
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Раз, два, три, четыре, Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно
Заяц уши оттопырил. Показать «уши» ук. и ср. пальц. обеих рук, ост-ные в кулак.
Вот ОН серый ВОЛК, ВОЛК, Ритмично соединять прижатые пальцы с большим
Он зубами щёлк-щёлк. пальцем на обеих руках.
Зайка, Я, и ОН, И ТЫ Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно.
Быстро спрятались В кусты. Скрестить руки и раздвинуть пальцы—«кусты»
12. Изготовление детьми фигурки зайца методом оригами.
Показывает последовательность действий Демонстрируют
Складывают по образцу
Литература:
«Развитие речи в детском саду. Старшая группа. В. В, Гербова. – М. ; Мозаика-Синтез, 2014.»
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. О. С. Ушакова- М. :ТЦ Сфера, 2011»
«Придумай слова. Игры по развитию речи. О. С. Ушакова –М. ТЦ. Сфера, 2011»