Юлия Тарасова
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование выбора темы.
В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность». С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Использование проектной деятельности способствует: активизации познавательной деятельности детей, формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера, развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие познавательного интереса через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования.
Работая по программе, разработанной с учетом ФГОС на основе основной образовательной программы МБДОУ детский сад №1 «Родничок», решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
- использование инновационных технологий;
- вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- многофункциональное взаимодействие с социумом.
При организации проектной деятельности столкнулась со следующими противоречиями:
• несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.
• между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.
Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моего самообразования: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Определившись с темой, поставила перед собой цель: Освоение технологии, метода проектов, как формы организации единого образовательного пространства с детьми среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели определила следующие задачи:
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Привлечение родителей к активному участию в проектной деятельности;
• Использование метода проектов на практике;
• Обобщение личного опыта об эффективности проектного метода в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Мною были разработаны четыре проекта для детей среднее группы «Дикие и домашние животные», «Загадочный мир космоса», «Огород на окне», «Лето». Для каждого проекта составлен план совместной деятельности педагога и детей, а также план взаимодействия с родителями воспитанников, разработаны конспекты НОД, экскурсии, проведены беседы и наблюдения, оформлены выставки рисунков.
Проект: «Домашние и дикие животные». Проводился в период с 01.10.17 по 31.10.16. Проект краткосрочный, познавательно–творческий, групповой. Участники проекта: дети средней группы «Золотая рыбка», педагоги, родители.
Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о домашних и диких животных.
Мероприятия по реализации проекта:
Беседы, составление рассказов по теме проекта.
Чтение художественной литературы по теме.
Загадывание загадок, разучивание потешек, считалок.
Рисование, лепка домашних и диких животных.
Конструирование фермы и зоопарка из конструктора.
Сюжетно-ролевые игры: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Лохматый пес», «Медведь», игровое упражнение «Мама и детёныш», «Лошадки», «Котята и щенята», «Зайцы и волк».
Дидактические игры: «Я знаю 5 названий домашних животных», «Чей малыш?», «Животный мир», «Животные и их детёныши», «Кто, чем питается»,«Четвёртый– лишний», «Животное домашнее или дикое»,
«Трафареты животных».
Просмотр презентаций о животных.
Просмотр мультфильмов о животных.
Результаты проекта: дети узнали о том, что животные – живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться и чувствовать; что местом обитания животных могут быть вода и суша; все животные разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, строить жилище, добывать себе пищу,что дикие животные нуждаются в охране и защите от истребления; что всё в живой природе взаимосвязано
Научились группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защите от врагов, строению жилища, размеру; использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий.
Продуктом проекта стал лэтбук «Дикие домашние животные».
Проект «Загадочный мир космоса».
Проводился в период с 09.04.18 по 30.05.18.
Проект творческий, групповой, познавательный, краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы «Золотая рыбка», педагоги, родители.
Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Мероприятия по реализации проекта:
Беседы, составление рассказов по теме проекта.
Чтение художественной литературы и энциклопедической литературы о космонавтах и космических полетах по теме проекта.
Загадывание загадок, разучивание потешек, считалок
Подвижные игры:«Космонавты», «Полет на ракете». «Звёздные ловушки», «Невесомость», «Быстрые и меткие космонавты».
Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.
Просмотр фото – презентации «Полёт Ю. Гагарина в космос».
Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка». «Незнайка на луне».
Сюжетно-ролевая игра «Готовимся в космонавты»; «Полёт в космос». «Больница для космонавтов».
Рисование, аппликация, лепка, конструирование.
Дидактические и настольные игр : «Подбери скафандр по размеру»,«Что на картинке?», «Сложи из геометрических фигур ракету».
Разучивание стихотворения Аркадий Хайт «По порядку все планеты».
Пальчиковая гимнастика: «На Луне жил звездочёт», «В космосе», «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать», «Луноход».
Результаты проекта : Сформированы представления о космосе, планетах, летательных аппаратах, космонавтах; реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности; вовлечены родители к проектной деятельности.
Продуктом проекта стало изготовление книги Загадочный мир космоса".
Проект "ОГОРОД НА ОКНЕ".
Проводился в период 01.04.18 по 01.06.18.
Проект творческий, групповой, познавательно исследовательский, среднесрочный. Участники проекта: дети средней группы «Золотая рыбка», педагоги, родители.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Мероприятия по реализации проекта:
Беседы, составление рассказов по теме проекта.
Чтение художественной литературы, сказок по теме проекта.
Загадывание загадок, разучивание потешек, считалок.
Рисование «Наши растения», лепка, аппликация «Овощи на тарелке».
Сюжетно-ролевая игра:«Овощной магазин»,
«Гуси –Лебеди», «Котята и щенята», «Солнечный зайчик», «Беги к тому, что я назову».
Подвижные игры:«Гуси –Лебеди», «Котята и щенята», «Солнечный зайчик», «Беги к тому, что я назову».
Дидактические игры:«Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Из какого семени плод?», «Чудесный мешочек».
Пальчиковые игры:«В сад за сливами», «На водопой», «Божья коровка», «Апельсин», «Пчёлки».
Рассматривание семян через лупу, сравнение их по цвету, форме, посадка семян.
Опыт «Зачем нужна земля?». Опыт - наблюдение за ростом и всходами растений.
В результате деятельности над проектам, дети получили определённые знания, у них развился познавательный интерес. Сформированы представления детей о растениях их способе выращивания, научились ухаживать за ними в комнатных условиях. Выяснили, что нужно растениям для роста и развития.
Родители приняли участие в осуществлении проектов.
Продукт проектной деятельности:
Вырастить свой огород на окне.
Проект «Лето».
Проекта творческий,групповой,познавательный-творческий, долгосрочный. Участники проекта: дети средней группы «Золотая рыбка», педагоги, родители. План проведения проекта 04.06.2018 по 31.08.2018.
Цель: Расширить, систематизировать представления детей о лете, закрепить и расширить знания об окружающем мире;
Мероприятия по реализации проекта:
Беседы, составление рассказов по теме проекта.
Чтение художественной литературы по теме.
Загадывание загадок, разучивание потешек, считалок.
Рисование, лепка, аппликация.
Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.
Подвижные игры на улице. «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Хоровод», «Карусель», «Медведь и пчелки», «На полянке», «Бабочки», «Лето», «Муравьи и дождик»,Кошки-мышки».
Пальчиковые игры : «Утята», «Апельсин», «Игрушки», «Петушок», «Машины», «Праздник».
Сюжетно-ролевые игры.
Ожидаемые результаты: Сформировать представления о лете как о времени года; реализовать потребности детей в продуктивных видах деятельности; вовлечь родители к проектной деятельности.
Проектная деятельность помогла мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.