Ольга Федорова
Взаимодействие семьи с ДОУ через проектную деятельность в условиях ФГОС до
▼ Скачать +Заказ
Основными трудностями педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО является реализация основных принципов образовательного Стандарта ДО.
Это принципы, которые важно понимать и реализовать каждому педагогу.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
Публикация «Взаимодействие семьи с ДОУ через проектную деятельность в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Хочу поделиться опытом работы по сотрудничеству детского сада c семьей.
18 статья Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как помочь родителям наиболее полно осознать роль общественного воспитания, сделать их участниками воспитательного процесса для блага ребёнка?
Новый уровень дошкольного образования задается Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013). В вопросах взаимодействия ДОУ с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями.
Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Именно через организацию проектной деятельности в ДОУ можно привлечь внимание родителей к участию в образовательном процессе.
По результатам анкетирования, можно сделать вывод, что родителей заинтересовала такая форма работы как проектная деятельность. Изучив литературу по работе с семьей, пользуясь практическими знаниями и обмениваясь знаниями с коллегами, а также изучив литературу по реализации образовательных проектов в детском саду, разработала план работы с родителями на 4 года. В каждой возрастной группе был реализован проект :
Младшая группа - проект «Будем знакомы».
Цель проекта :
-создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников
-образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
В результате грамотно выстроенного сотрудничества с семьями дети легче адаптируются к детскому саду, снижается заболеваемость в группах, отмечается активная педагогическая позиция родителей в семье, вдумчивое и избирательное отношение к образовательным технологиям. В группе детского сада и в семье поддерживается благоприятный психологический микроклимат.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
В средней группе был организован совместный проект «Покормите птиц зимой!» целью которого являлось :
-формирование представлений о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
-привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
Результаты реализации проекта :
-расширен кругозор детей о зимующих птицах;
-воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
В старшей группе привлекли родителей к совместному проекту «Моя семья».
Цель проекта : Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Ожидаемый результат:
Воспитанники получат больше информации о своей семье, научатся изготавливать макет своего семейного древа, уважительно относиться к своей семье и сверстникам.
Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
В подготовительной группе родители и дети самостоятельно подготовили проекты о природе. В связи с этим были поставлены задачи:
-формировать у дошкольников первоначальные навыки экологической грамотности и безопасного поведения в природе
- активизировать педагогический потенциал семьи продолжать внедрять в практику работы ДОУ новые формы сотрудничества с родителями.
Для того чтобы решить поставленные задачи, родителям вместе с детьми было предложено поучаствовать в конкурсе проектов по экологии.
Все детские и детско-родительские проекты очень разнообразны по форме и содержанию. Лишний раз убедились, насколько талантливы наши дети и как творчески родители подходят к оформлению и созданию своих проектов. По результатам наших трудов было проведено открытое мероприятие, где дети вместе с родителями защищали свои проекты.
Работая совместно по данному направлению с родителями, пришла к следующим результатам:
– Были разработаны методические рекомендации по проектной деятельности с дошкольниками;
– Повысился уровень социальной компетенции дошкольников, их познавательной активности, инициативности, самостоятельности;
– Гармонизировались детско-родительские отношения;
– Улучшился досуг семьи.
Родители и дети стали активными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ и города