Надежда Рябцева
Сценарный план родительского собрания «Особенности познавательного развития детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарный план родительского собрания «Развитие познавательных интересов у детей 4-5 лет»
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о развитие познавательных интересов наших детей.
Публикация «Сценарный план родительского собрания „Особенности познавательного развития детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Прежде всего познакомимся с понятиями, что такое любознательность и любопытство! (слайд2)
Любознательность, а свойства ее больше всего присущи нашим детям, которые познают мир и им действительно все интересно на этапе их роста и развития. Они познают и изучают окружающее и загадочное пространство вокруг, насыщенное такими разными и удивительными для них объектами.
Любознательный человек всегда знает, чего хочет. Его любознательность проявляется в желании и действиях к получению новых знаний, новой информации для поставленных перед собой определенных целей.
Любознательность дарит нам радость познания, восторг новых открытий и свершений, деактивирует нашу бездеятельность, приводя нас тем самым к активной жизненной позиции. И тогда у нас вырастают крылья за спиной, мы легки на подъем, и с новыми знаниями, которые хотели получить, начинаем ставить перед собой цели и добиваемся их.
Говоря о любопытстве, разговор невольно переводится на несколько приземленный уровень, так как оно присуще не только человеку, но и животным. Но в отличие от человека, за любопытными животными довольно забавно наблюдать, не правда ли?
Слайд 3. Почему важна любознательность Любознательные люди всегда задают вопросы и находят ответы. Их разум всегда активен. Поскольку разум подобен мышце, которая становится сильнее благодаря частым упражнениям, регулярные мысленные упражнения стимулируют наши умственные способности.
Слайд 4. Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т. А. Куликова). Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах.
Слайд 5. Развитие любознательности и познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают. Значит,– это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир.
Слайд 6. Как же развивать любознательность и познавательный интерес ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?
Слайд 7. Представьте такую ситуацию: Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: "Мама, почему идёт дождь?" Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку?
Слайд 8 Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте ее. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, ребенку надо с ними поэкспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта.
Слайд 9 Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир. Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.
За чем вы можете понаблюдать сегодня по дороге домой?
Слайд 10. Дарите детям новые впечатления. Чаще посещайте новые места, путешествуйте вместе с детьми.
Слайд 11 Поощряйте фантазии и импровизации ребенка. Ведь вашего малыша учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. Поощряйте любые игры. Предлагайте малышу придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш малыш знает. Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка — в историю о Снежной Королеве. Задавайте малышу вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть посуду или собраться к выходу на улицу.
Слайд 12. Наша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а к 7 годам решать сложные арифметические задачи и знать таблицу Менделеева.
А в том, чтобы заронить искру интереса к знания и создать основу для будущего обучения, все остальное ребенок изучит сам.
Слайд 13. А сейчас предлагаю немного поиграть. Я хочу познакомить вас с несколькими играми, которые помогают развивать познавательную активность детей.
Игра «Что? Где? Когда?»
Правила игры: Родители разбиваются на команды знатоков. Против знатоков играет команда детей, которые подготовили вопросы. Ведущий озвучивает название команды детей и задает вопрос, команда родителей обсуждает и дает ответ.
Слайд 14. Вопрос от команды Веселые Девчонки
«Посмотрите на картинку (30 сек). Какого персонажа не стало?» Игра направлена на развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.
Вопрос от команды Бравые ребята (слайд 17)
Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию.
«ЖИЛ-БЫЛ КОТ…»
Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение. Например:
- «Это был красивый кот…»
- «Это был красивый пушистый кот…»
- «Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…» и другие варианты.
Вопрос от команды Озорные девчонки!
Воспитатель рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Родители должны заметить и объяснить, почему так не бывает.
«Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»
Такие игры помогают развивать гибкость ума
Процесс формирования интеллектуально-познавательной деятельности не должен быть ограничен какими-то рамками. Следует помнить, что внутренний мир ребенка – это не только знания, конкретные представления, но и причудливые образы, невероятные аналогии, неуемная фантазия. Позволяйте ребенку самому осмыслить новую информацию, развивайте у него умение актуализировать по-новому стороны собственного опыта, побуждайте его к собственным проблематизациям.
Спасибо за внимание!