Евгения Чернова
Экобукварь «Разноцветное слово «Здравствуйте!»» — инструмент реализации Федерального государственного образовательного стандарта
▼ Скачать + Заказать документы
Экобукварь «Разноцветное слово «Здравствуйте!»» как инструмент реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Авторская группа:
Чернова Евгения Валентиновна, Вовк Елена Геннадьевна
Ворушилина Елена Анатольевна, воспитатели д/с № 52
Идея создания экобукваря зародилась в 2014 году в рамках инновационной площадки «Формирование экологической культуры участников образовательного процесса через организацию взаимодействия детского сада и школы».
Публикация «Экобукварь „Разноцветное слово „Здравствуйте!““ — инструмент реализации Федерального государственного образовательного стандарта» размещена в разделах
Наш экобукварь ориентирован на детей старшего дошкольного возраста., а так же может быть использован в работе с учащимися начальных классов. Данное пособие - универсальное средство дополнения к любой вариативной программе экологического образования.
Назначение экобукваря - помочь детям постичь искусство общения с природой и себе подобным.
Первая страница каждого раздела букваря, представлена в виде популярного естественно - научного текста несущего экологическую смысловую нагрузку как природоведческой, так и социальной направленности. Дети работают с рисунками, кроссвордами, красочными заданиями и играми. Для того, чтобы создать собственный устный ответ на вопрос, аргументировать свою точку зрения, необходимо активизировать мыслительную деятельность, осуществить поиск и извлечь полученную ранее информацию. Каждое из заданий позволяет достичь определенной цели: понимание взаимоотношений в мире и объяснение своего отношения к миру.
Важным элементом деятельности является выполнение заданий экобукваря. Варианты выполнения предлагаемых заданий отсутствуют в пособии, они должны быть получены в результате умственных действий путем анализа и синтеза информации из окружающей действительности.
Язык написания экобукваря прост и ясен, алгоритм выполнения заданий заложен в названии страницы или в несложной инструкции указанной здесь же. В этом легкость использования пособия и опытными педагогами, и начинающими молодыми специалистами образовательных учреждений.
Содержание пособия охватывает представленные Федеральным государственным образовательным стандартом направления развития и образования детей.
Пособие используется в качестве дополнительного практического материала к основной программе экологического образования, социального развития. Пособие используется в коллективной форме обучения и индивидуально, как в непосредственно образовательной так и в совместной деятельности детей со взрослым.
Пособие состоит из нескольких разделов:
1. Волшебное слово «Здравствуйте!»
2. Здравствуй, планета Земля!
3. Здравствуйте, цветы!
4. Здравствуйте, насекомые!
5. Здравствуйте, деревья!
6. Здравствуйте, звери!
7. Здравствуйте, птицы!
Каждый раздел может быть использован как отдельная составляющая экобукваря в зависимости от запросов детей и педагогов.
Экобукварь способствует решению задачи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по формированию общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Некоторые упражнения направлены на социально-коммуникативное развитие дошкольника. На странице «Приветствия в разных странах» и через упражнение «Машина времени «Приветствие»» дети усваивают нормы и ценности, принятые в обществе, включая нравственные и моральные ценности. Выполняя упражнение «Кто здоровается первым при встрече?» происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий происходит через выполнение заданий «От чего может заболеть Земля» (раздел «Здравствуй, планета Земля», «Найди ошибки» («Здравствуй, друг - Человек»). Интересные факты о дружбе животных, а также упражнения «Но не только человеку мы желаем здоровья…» и «О чем они думают…», представленные в нескольких разделах, способствуют развитию эмоционального и социального интеллекта, отзывчивости, чувства сопереживания.
Для развития любознательности и познавательной мотивации в пособии сделана подборка интересных фактов о растениях, животных, насекомых, деревьях («А вы знаете, что…», «Интересно, что…»). Пособие содержит упражнения и задания на развитие мыслительных операций ребенка: упражнения «Как Мишка выращивал цветок», «С какими объектами связаны цветы», «Сравнение органов чувств человека и насекомого» формируют процесс анализа и синтеза. Решение экологических задач, кроссвордов, обсуждение проблемных ситуаций в разных разделах экобукваря развивает способность устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире. Материалы раздела «Здравствуй, друг, Человек!», «Здравствуй, планета Земля!» направлены на формирование представлений о планете Земля как общем доме людей.
Через упражнения пособия развивается речь дошкольника. Например, выполняя упражнения «Назови семью», «Кто с кем…» решаются задачи по расширению словарного запаса, словообразованию, образованию притяжательных прилагательных. Благодаря тому, что работа с пособием проходит в совместной деятельности со взрослым, у детей формируется грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Представленный литературный материал (стихи, сказки, рассказы, поговорки, пословицы) наполняет речь ребенка красочными поэтическими эпитетами. Например, «Стройная, как березка», «Гибкая, как осинка», «Красива, как лебедушка», «Храбрый, как лев».
Развитие творческой активности и воображения дошкольника происходит через такие упражнения как «О чем думают эти цветы?», «Изобрази дерево», «Поздоровайся как…»
Весь материал экобукваря направлен на формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Главный результат использования экобукваря – позитивное изменение позиции детей к субъектам окружающего мира, развитие умения понять, ощутить их настроение. Изменилась позиция родителей, они активно включаются в образовательную деятельность. Повысилась экологическая компетентность педагогов через взаимообучение.