Марина Максимчикова
О введении федерального государственного образовательного стандарта в ДОУ
Впервые, законодательное, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главная цель - формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Многие обеспокоены тем, что в тексте ФГОС не употребляется привычное для нас слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса (занятий в их традиционном варианте) уже давно назрела, так как и педагоги, и родители видели предназначение детского сада, прежде всего, как подготовку к школе, тем самым лишая детей самобытного периода детства. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. В ФГОС ДО определен самый важный принцип - сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека. Основные задачи ДОУ направлены на социализацию ребенка в обществе и приобщение к ценностям культуры. Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей : социально-личностное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста. Все образовательные области связаны друг с другом: получая информацию, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе игры, исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (День доброты, День Земли, День детской книги и др.).
Публикация «О введении федерального государственного образовательного стандарта в ДОУ» размещена в разделах
Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка, а не цепочка действий по указанию взрослого. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Ведь только активный человек может стать успешным. И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее. Большая роль отводится взаимодействию с родителями по созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родителям предлагается стать активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Главная задача и ДОУ и родителей дать возможность каждому ребенку полноценно прожить период дошкольного детства.