Наталья Коптева
Работа с родителями по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Решение этой проблемы невозможно без участия родителей. Коллективом педагогов нашего ДОУ разработана программа для родителей «Дари добро». Предлагаю одно из занятий.
Цель: познакомить родителей с функциями агрессии и ее основными формами, и проявлениями, с успешными (позитивными) способами общения и поведения.
Ход
1. Ритуал приветствия. Сообщение цели.
2. Упражнение «Благодарность без слов»
Публикация «Работа с родителями по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Участники разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности, используя мимику, жесты, физический контакт. Затем партнеры делятся впечатлениями о том, что чувствовали, выполняя это упражнение
3. Игра «Волшебный магазин»
Участникам предлагается подумать, какими личностными качествами они обладают. Затем им предлагают представить себе волшебный магазин, где каждый из них продавец, и, где в обмен на те свои качества (например, ум, смелость, честность или лень, занудства, равнодушие и т. д., которых, как считают участники, у них в избытке, или те, от которых они хотели бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» выясняет, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.
В конце игры участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно и т. д.
4. Игра «Ежик»
Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями, принятие друг друга, тактильный контакт.
Упражнение проводится в парах. Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Задача второго - развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением. (Как Вы себя чувствуете? Какая роль понравилась больше и почему? Где можно использовать такие прикосновения? Как Вы думаете, почему люди проявляют в поведении агрессию? Как она проявляется? От чего зависит степень агрессии)
Вывод. Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка. Устойчивые агрессивные реакции могут быть связаны с ощущениями беззащитности, ненужности. Бывает, что ребенок отвергается родителями. Агрессия может быть причиной разочарования, невозможности достичь цели.
И детям, и взрослым необходимо научиться разумным способам выведения гнева.
Среди них можно выделить следующие способы:
- рвать газету, комкать бумагу;
- пинать консервную банку;
- писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе;
- рисовать чувство гнева;
- ребенку предлагается рассказать о своих эмоциях и попутно вымещать свой гнев, ударяя по подушке.
Ребенка нужно научить приемлемым способам разрядки, иначе он будет беззащитным перед собственной агрессивностью. Важно своевременно помочь ребенку найти адекватные способы решения возникшей проблемы.
5. Способы преодоления агрессивного поведения :
- сделать замечание, утолить жажду в «поглаживаниях»;
- учить детей проявлять себя социально-одобряемыми способами поведения, оказывать внимание, хвалить за хорошее поведение;
- уходить от конфронтации, пытаться договариваться, идти на компромисс, сотрудничать, позволяя проявлять самостоятельность в решении проблемы;
- строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем (в трудных ситуациях оказывать безусловную поддержку);
- поддержка ребенка и закрепление успеха, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу и хочу».
6. Техники дыхания, способствующие стабилизации эмоционального состояния.
Изменяя глубину вдоха и выдоха, а также длительность, мы можем менять и свое эмоциональное состояние.
Эти легкие практики дыхания можно использовать как дома, так и на работе.
1. Прислушайтесь к своему дыханию.
2. Обратите внимание, на вдох и выдох, определите, насколько глубоко ваше дыхание, что вы делаете более глубоким - вдох или выдох.
3. Дышите чуть глубже, чем вы дышите обычно, прислушиваясь к своим ощущениям.
4. Поменяйте дыхание так, чтобы на вдохе вы могли посчитать от 1 до 3, затем начинайте выдыхать, считая от 1 до 5, завершая выдох на счете 5. Вновь повторите цикл. Скоро вы заметите, что соблюдать этот счет дыхания стало легче, и примерно через минуту или две вы сможете увеличить длительность выдоха без труда до семи.
Этот вид дыхания можно использовать, чтобы успокоить себя, подготовиться ко сну или даже сон. Можно дышать таким образом под спокойную музыку.
Еще один вид дыхания, который используется, когда вы чувствуете сонливость, вам не хватает энергии, Вас выбили из колеи.
1. Сделайте глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот, чтобы выдыхаемый воздух потоком создавал звук.
2. Повторите это цикл несколько раз, пока вы не почувствуете прилива сил и бодрости.
7. Рефлексия.
Продолжи фразу: «Агрессия у детей возникает тогда, когда…»
8. Ритуал прощания.