Елизавета Степанова
Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация «Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии (часть первая)» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
с. 1
Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии
Одной из важнейших направлений коррекционной работы с агрессивными детьми – это снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения. Особое место в коррекционной работе принадлежит игровой терапии. Ведь именно игра может незаметно для детей решать психотерапевтические задачи, делать трудное – легким, а скучное – веселым, интересным. Этот метод может быть использован одновременно и в качестве диагностики, и, прежде всего, как коррекционный и психотерапевтический подход, полезный практически всем детям.
Игровая психотерапия показана детям с повышенной агрессивностью, тревожностью, страхами, низкой самооценкой, боязнью неудач, в ситуациях, когда вы не понимаете, что происходит с ребенком, и не видите причин его проблем; в ситуациях школьных неудач; для снятия излишнего эмоционального напряжения; при разводе родителей; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей; при терапии детей, подвергающихся насилию или заброшенных; для снятия стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; для повышения успеваемости детей с затруднениями в обучении; при отставании в речевом развитии; для интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; для лечения заикания; для облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); при снижении тревоги при расставании с близкими; как средство улучшения «Я-концепции» и многое другое.
Игровые формы психотерапии могут применяться не только для помощи детям дошкольного возраста, для которых этот вид деятельности считается ведущим, но также и для подростков и взрослых. В отношении взрослых эти методики могут строиться по аналогии с современными методами обучения языку, основанными на погружение в различные жизненные ситуации, которое часто реализуется именно в игровой форме, сохраняющей многие важные свойства естественной ситуации, прежде всего ее импровизационность. Игровая форма психотерапии способствует более легкому перенесению приобретенных на логопедических занятиях навыков речи в реальную жизнь.
Игровая деятельность для ребенка является «ведущей», и помощь ему именно в рамках игры будет для него наиболее подходящей и эффективной. Дети не в состоянии осознать и рассказать о своих проблемах, а в игре - с помощью психолога и его профессиональных навыков - они получают возможность выразить, преодолеть и разрешить свои проблемы, травмы, накопленные эмоциональные переживания и трудности.
У детей могут возникать существенные трудности при попытках рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но если им это позволено, в присутствии заинтересованного, тонко чувствующего, эмпатически настроенного взрослого они могут по-казать, что они чувствуют, выбрав соответствующие игрушки и игровой материал, действуя с ним определенным образом, разыгрывая определенные истории. Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать то, что они не могут сказать, сделать то, что им самим неловко сделать и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.
Понимание поведения ребенка в игре дает специалисту подсказки, позволяющие ему более полно погрузиться во внутреннюю жизнь ребенка. Поскольку мир ребенка - это мир действия и деятельности, игровая терапия дает психологу возможность войти в этот мир. Если специалист подберет соответствующие игрушки, он облегчит ребенку выражение чувств. Таким образом, ребенка не принуждают обсуждать то, что произошло; они скорее проживают в каждый момент игры свой прошлый опыт и связанные с ним чувства. Следовательно, терапевту разрешается разделять переживания ребенка и участвовать в его эмоциональной жизни, а не проживать заново какие-то реальные события. Поскольку ребенок погружается в игру целиком, экспрессия и чувства переживаются детьми как совершенно особые, конкретные и сиюминутные; это позволяет терапевту реагировать на развертывающуюся перед ним деятельность детей, на их высказывания, чувства и эмоции, а не на обстоятельства прошлого.
В. Экслайн рассматривала игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом, выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них.
Посредством игровой терапии ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность или чувство незащищенности в игровой форме и в своем собственном темпе. Поскольку ребенок не имеет ограничений в выборе игрушек и роль психолога заключается в пассивном участии в игре, не все содержание детской игры имеет существенное эмоциональное или символическое значение. «В процессе применения игры дети нередко осуществляют стандартную разработку предмета фантазии, которая имеет непосредственное отношение к их психологическим проблемам».
Таким образом, для снижения уровня агрессивности необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Так как игровая деятельность для ребенка является «ведущей», то помощь ему именно в рамках игры будет для него наиболее подходящей и эффективной. У детей – дошкольников, тревожность, агрессия зачастую становятся защитными механизмами, что объясняется их эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. И помочь детям справиться с эмоциональными трудностями и его внутренними переживаниями, важная задача взрослого. При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.
читать далее с. 2