Виктория Лихачева
Формы работы с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Публикация «Формы работы с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель педагогов – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, в котором родители являются участниками полноценного воспитательного процесса.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи, вовлечении родителей в образовательную деятельность. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие :
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания; консультации, мастер-классы и др.)
Другими словами, информирование родителей, передача какой-либо информации на различные темы.
2) Вовлечение родителей в воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые занятия и мероприятия и др.)
Это непосредственно совместная деятельность родителей с детьми.
Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду с помощью анкетирования.
С помощью анкеты можно:
• Получить информацию о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
• компенсировать невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
• охватить большое количество семей воспитанников;
• предоставить больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
• и еще одно достоинство - простота обработки полученных данных.
Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия :
Индивидуальные беседы и консультации
Такая работа проводится как по плану воспитателя, так и по запросу родителя.
Через личную беседу с родителями можно :
• проанализировать социальный статус семьи,
• установить партнерские отношения,
• обменяться мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достигнуть единой точки зрения по этим вопросам,
• оказать родителям своевременную помощ.
В разговоре с родителями можно узнать много нужной информации, о пристрастиях и интересах ребенка, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, склонностях ребенка, об отношении к родителям, к детскому саду, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы.
Родительские собрания
Одна из основных универсальных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания детей. Собрания способствуют формированию родительского общественного мнения, родительского коллектива.
Чтобы помочь родителям детей с типичным развитием и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всей группы с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ и их родителям.
Информационная поддержка осуществляется с помощью памяток и буклетов, информационных стендов, социальных сетей.
Такая передача информации :
• позволяет расширить круг тем, дать больше информации по различным темам;
• повышает педагогическую культуру родителей;
• активизирует интерес родителей к образовательному процессу.
Как воспитатели, так и родители детей с ОВЗ также могут использовать социальные сети для общения с родительской общественностью и со специалистами детского сада.
Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в детском саду, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.
Семинары-практикумы дают возможность
• показать эффективные способы взаимодействия с детьми,
• объединить усилия для развития и обучения детей,
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
На таких мероприятиях педагог может восполнить знания родителей в сфере обучения и воспитания, что способствует эффективной работе не только в ДОУ, но и дома.
Совместные досуговые мероприятия
К таким мероприятиям относятся:
• Участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах;
• По возможности организация театрализованных представлений;
• Различные праздники;
• открытые занятия.
Совместный досуг повышает активность родителей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п. Вам необходимо выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе со всеми детьми провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить развлечения. Эффект от подобного мероприятия будет высокий: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела детского сада, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Проектная деятельность
Проектная деятельность – это отличная возможность вовлечения родителей в работу с ребенком. Педагог может предложить родителю сделать поделку совместно с ребенком. Также можно дать задания родителям (вместе с другими родителями найти какую-либо информацию, сделать реквизит для группы и тд). У родителей появляется возможность вместе с другими родителями поучаствовать в образовательной деятельности группы, внести свой вклад в этот процесс.
Проектная деятельность имеет много достоинств:
• становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.
А у педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.
Организация взаимодействия педагога и семьи, основанное на сотрудничестве, позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и поддержания их познавательной активности. Также такая работа способствует сплочению родителей между собой, формированию доверительных и дружеских отношений.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
В таблице «правила общения с родителями детей с овз указаны этичные и не этичные формулировки. Эти правила помогут контролировать речь и позволят найти более тактичную замену наиболее распространенным словам.