Людмила Владимировна Куликова
Работа с разнофактурными материалами как средство развития творческих способностей обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Работа с разнофактурными материалами как средство развития творческих способностей обучающихся
2слайд. Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения и развития.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Творчество обогащает жизнь ребёнка. Работая над созданием художественного образа, ребёнок стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений, что несомненно важно для наших воспитанников с ОВЗ. Интегративные возможности (процесс развития, связанный с объединением в целое ранее разрозненных частей, энергетика и динамизм деятельности детского творчества позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений неврозов, сколиоза, близорукости и т. д.)
За 30 лет свою педагогическую деятельность я планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами своего предмета. Предмет «Переплётно- картонажное дело» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы и на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся : хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, и непосредственно творчество учителя.
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей обучающихся. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет «Технология», в частности, переплётно- картонажное дело. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т. е. те качества, без которых невозможно творчество.
3 слайд. Психологами доказано, что у человека врожденными являются не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с учащимися – это создание условий для развития и реализации способностей к творчеству каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через работу с разнофактурными материалами, творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т. п. 4 слайд. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями : работа с фольгой, рисование на мокрой бумаге, выцынанки, монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование растопленным пластилином; квиллинг, применение приема “набрызг”; коллаж, торцевание; лепка барельефа, моделирование из различных материалов и т. д.
Тема «Работа с разнофактурными материалами как средство развития творческих способностей обучающихся»
является актуальной т. к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.
Но в массовой практике в школе встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество. Введение в программный материал элементов дизайна, композиции, требует расширять знания обучающихся о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения работы с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих творческих замыслов наиболее подходящую технику или материал.
Изучая свойства какого -либо материала, экспериментируя с ним в процессе работы ребёнок осваивает приемы работы с ним и привыкает к данному материалу. Постепенно ребёнок как бы «насыщается» им. Материал становится не интересным для ребёнка. Переходя к работе с новым материалом ребёнок вновь испытывает радость познания нового, быстрее осваивает учебный материал. Работа с разнофактурными материалами, как известно, развивает мелкую моторику руки, обогащает сенсорный опыт и интеллект ребёнка, развивается воображение. Ученик успешнее создаёт своё творческое изделие.
На протяжении многих лет я работаю над темой : «Работа с разнофактурными материалами как средство развития творческих способностей обучающихся». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является высокий процент качества обучения и множество дипломов Краевого, Российского и Международного значения.
Работа по теме : «Разнофактурные материалы как средство развития творческих способностей обучающихся» в нашей школе ведё тся в двух направлениях: В кружковой работе с группой детей. В урочной деятельности.
В раздел по ознакомлению и экспериментированию с различными материалами я включила :
1. Работа с бумагой и картоном: окрашивание бумаги разными способами : штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); конструирование отдельных поделок из бумаги и картона, плетение из бумаги, бумажная пластика, кусудамы, создание игрушек с подвижными деталями.
2. Работа с природными материалами : аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек; Аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай). Мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
3. Работа с тканью и другими волокнистыми материалами : аппликация из ткани: аппликация из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.
4. Работа с бросовым материалом : аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление изделий из самых разнообразных по фактуре материалов.
Искусство, как один из видов проявления творчества человека, может быть по отношению к объекту не только изобразительным (пейзаж, натюрморт и т. п., но и преобразующим - художественно изменяющим окружающую материальную среду (например, сделать из дерева мебель, из тканого холста сшить одежду, т. е. создать вещи так, чтобы они радовали своей красотой, поэтому искусство идет по двум путям: образного воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.