Виктория Ким
Кинетический песок как средство для развития творческих способностей дошокольников
▼ Скачать + Заказать документы
Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интерес и любопытство к нему ребёнка, тем больше у него возможностей для развития. Ребенка всегда притягивает что-то новое, интересное хочется потрогать, пощупать. Задача взрослых-познакомить их с этим. Поскольку у дошкольников знакомство с предметами происходит во время игры и дети любят в летнее время играть с песком, то и мы решили проводить игровые ситуации, используя песок. Ведь игры с песком очень полезны для ребёнка и его развития в целом.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Кинетический песок
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Нами в работе с дошкольниками был использован кинетический песок. Это классический вид живого песка, пользующийся популярностью у малышей и их родителей по всему свету. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, потому что песок очень приятен на ощупь, всегда сохраняет свою структуру и не даёт детям изначально ошибиться, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение заданий. Развитие творческих способностей дошкольников, одна из основных задач ФГОС ДО, а соответственно и дошкольного учреждения. Решению данной задачи способствовал кинетический песок так как дети очень любят создавать песочные композиции, которые в отличии, от рисунка не требуют особых умений и сделать что-то не так невозможно, потому что одно и тоже задание можно переделывать до тех пор, пока не получится нужный результат. Каждый ребенок, создавая такую композицию из песка использует все свое воображение и проявляет творчество.
Для достижения с детьми определенных результатов по развитию творческих способностей, игры с песком в течении года в группе вводились поэтапно.
На первом этапе в группу был внесен песок и дети играли с ним самостоятельно, без определенных правил и задач. В первый период времени дети познакомились со свойствами песка. Этот магнит притягивал к себе детские ручки. Они то сжимали его, то разжимали, пропускали сквозь пальцы, лепили комочки, пересыпали с места на место, насыпали его в разные ёмкости, оставляли отпечатки пальчиков и ладошек, капали его совочками и резали пластмассовыми ножечками. Благодаря исследовательским действиям дети узнали свойства песка: мокрый, сыпучий, мягкий, пушистый, воздушный.
На втором этапе детям были предложены коллективные задание. Одним из таких заданий было «Постройка сказочной страны». Оно заключало в себе возведение различных небоскрёбов, мостов, рек, домов, улиц, гор и т. д. В ходе занятия мы заметили, что песок помог сплотить ребят, они смогли договориться и распределить между собой обязанности кто и что будет строить.
На третьем этапе детям было предложено методом проб и ошибок самостоятельно решить ряд задач. Одним из таких занятий стало предложение детям отправиться на волшебный песочный остров и помочь жителям этого острова отыскать клад.
Дети стали самостоятельно придумывать сюжет этого приключения, они прятали клад в песке, закапывали и откапывать его, самостоятельно проводили эксперименты с песком.
Учитывая ряд особенностей, которыми обладает кинетический песок, мы решили попробовать его и в работе с гиперактивными детьми. В результате чего, дети научились сидеть на одном месте более 3 минут, слушать и слышать педагога, и выполнять инструкции.
Таким образом, используя в работе кинетический песок, мы достигли гораздо большего воспитательного и образовательного эффекта, нежели стандартные формы общения и образования.
Во – первых, дети начали интересоваться чем-то новым, вырос их познавательный интерес к окружающему миру, который занимает основное место для дальнейшего успешного обучения сначала в саду, а затем и в школе. Более интенсивно начало развиваться внимание, память и мышление. При использовании простых опытов с песком, дети самостоятельно делали выводы. Они не только исследовали песок, но и изучали его свойства, описывали его, с помощью педагога дети заостряли своё внимание именно на том объекте, с которым шла игра. У детей формировался определённый опыт, они открывали для себя новые и новые цепочки «идея-воплощение, деятельность, двигательная активность-результат» При работе с «открытым материалом» дети сначала думали, как именно использовать эту «субстанцию». Потом шел процесс обдумывания плана действий. И самое приятное-получение результата.
В-вторых, играя мелкими фигурками в песке, у детей развивались тактильные ощущения, которые влияют на состояние и поведение детей, а также является основой развития «ручного интеллекта» Малыши любят всё трогать, поэтому с удовольствием мяли его, пропускали сквозь пальцы. Бывало, что ребёнка невозможно оторвать от песка. Так же у детей активизировался словарь и расширился кругозор. Играя с песком, дети выражали радость и другие интонации, учились регулировать громкость и темп своего голоса.
В-третьих, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. При игре с ним дети прорабатывали свои отрицательные чувства и эмоции, выражали таким образом свои переживания, страхи или сомнения. Кроме того, именно при помощи кинетического песка происходит гармонизация внутреннего мира и обретение контроля над собой и своими чувствами. Играя с детьми, мы тренировали их глазомер, учились делить комок песка на равные части, определяли размер предмета, различали геометрические формы этих предметов, сравнивали их друг с другом.
Литература:
1. Грабенко Т. М. «Практикум по песочной терапии»
2. Киселёва М. В. «Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми»
3. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. «В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: Метод. пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений»
4. Никитина Т. О., Афанасьева М. А. «Песок как универсальное средство развития дошкольников»
5. Сачкович Н. А. «Технология игры в песок»
6. Эль Г. Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия