Анастасия Спрыгина (Крамерова)
Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая презентация
«Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»
Воспитатель: Крамерова Анастасия Владимировна старшей группы №2
Публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Уважаемые педагоги! Сегодня представляю вам творческий презентацию «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника».
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу - объёмных и объёмных картин при помощи пластилина с использованием дополнительных материалов
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Данная техника хороша тем, что она доступна детям старшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей
Работая с детьми, я сталкиваюсь с такой проблемой как повысить мотивацию ребят к творческой деятельности. Не раз встречала детей, у которых плохо развита мелкая моторика рук. Всё это подталкивает на то, как организовать творческую деятельность, которая бы воздействовала на эмоциональное состояние ребёнка и была бы направлена на развитие мелкой моторики рук.
Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки, так же происходит закрепление информации полученной в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, коммуникации, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. У детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер.
Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствовала формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по разработанной мною педагогической диагностике. Результаты показывают:
• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Умелые ручки».
Данная техника «пласилинография» - хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, тем самым вносит определённую новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
• Дети экспериментируют с пластилином.
• У детей продолжают развиваться сенсорные способности.
• Стараются выполнять задания самостоятельно, без моей помощи (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца) .
Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, количество участников конкурсного движения показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.
На занятиях, с использованием нетрадиционной техники пластилиновой графики, развивается :
-опыт при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов;
-знания детей об окружающем мире;
-активный и пассивный словарь ребенка.
Пластилинография способствует умениям правильно держать карандаш и писать в школе.
Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, объектов на горизонтальной поверхности. Каждое новое изображение, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, рисование на файле плотном, стекле еще не знакомыми ему элементами.
Все наши работы близки и понятны ребенку. Животные, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, обитатели подводного царства, времена года, природа, сказочные герои, оживали под действием пластилина.
Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывали новые, интересные темы для картин, использовали в своих работах разные приёмы лепки. Первые успехи вызывали у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве. Они с удовольствием принимают участие в занятиях,коллективных работах. Это техника необычная, привлекает к себе внимание и интерес не только детей но и взрослых. В одной работе дети могут использовать множество приё мов: круговое раскатывание, прямое и сдавливание, выкладывание кружочков один на другой в определённом порядке и цвете.
Много работ дети подарили родителям и сотрудникам детского сада.
Работая с детьми над индивидуальными и коллективными картинами, я сделала вывод, что работая с пластилином, дети помогали друг другу, старались вместе довести работу до конца.
Используя в работе разные рабочие материалы: пластилин, бисер, стеки, бросовый материал способствовало нам получать интересные, увлекательные работы.
Подводя итог нашей работе с пластилином, мы поняли, что у детей сформировалась любознательность, наблюдательность, самостоятельность и умение оценивать не только других, но и себя. Дети научились планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.
Тем самым проявляют уважение к индивидуальным работам своих товарищей, помогают им контролировать свою деятельность в работе.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир, удивляет своей необычностью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности.
”Пластилинография” способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. - в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям: Для работы использовать плотный картон. Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать доска или клеенка, салфетка для рук.
Ожидаемые результаты
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Работа с родителями.
В рамках реализации проекта «Пластилиновые чудеса» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.
* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
* Организованна систематическая работы родительского комитета.
Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.
Литература
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей; 2008.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография-2; 2003.
3. Журнал ДОУ №4 2007г.
4. И. А. Черкасова, В. Ю Руснак:» Нетрадиционные техники работы».
5. Комарова Т. С «Дети в мире творчества»- М, 1995.
6.. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство) .
7. Лыкова И. А.»Изобразительная деятельность в детском саду»