зайцева
Консультация «Работа с одаренными детьми»
Работа с одаренными детьми
Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек - особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. Необходима определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, поиск новых идей и решений.
Публикация «Консультация „Работа с одаренными детьми“» размещена в разделах
Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, должны поддерживать смышленого и любознательного малыша, создать условия для развития способностей, дарованных природой.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие потенциальных возможностей и способностей таких детей, является одной из важных задач дошкольного учреждения.
Как известно одарённые дети проявляют свои способности в определённых отдельно избранных областях, выражают, или находят себя в определенном избранном поле. Таким образом, важно создание для таких детей в общем образовательном пространстве возрастной группы центров самовыражения (избирательных полей, в котором воспитанники могли бы заниматься тем, чем им нравится. Это центры, посвящё нные разным видам деятельности: музыкальный, изобразительный, театральный, экологический, экспериментальный, интеллектуальный и др. Каждый педагог должен организовать образовательную среду своей группы в соответствии со склонностями, интересами, умениями и талантом детей.
Свободный выбор одарённым ребёнком в образовательном пространстве своего центра самореализации способствует обеспечению его творческой, интеллектуальной и психологической свободы.
Концептуальную основу педагогической деятельности с одаренными детьми составляют определенные подходы:
инновационный подход – предусматривает перестройку педагогического сознания в работе с одаренными детьми, учитывая при этом психологические, дидактические и иные инновационные изменения в данной области. Перестройка педагогического сознания подразумевает ломку сложившихся раннее у педагогов стереотипов восприятия (воспитанника, воспитательно-образовательного процесса и самого себя, общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов и средств воспитания;
комплексный подход – представляет собой психолого-педагогический характер (знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения педагогами психологии и педагогики одаренности) и профессионально-личностный характер образования педагогов;
диалектический подход - позволяет не только выявить исходную основу развития одаренности дошкольников, но и создавать условия для его развития и определять необходимые для этого средства;
гуманный подход – гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы; опирается на восприятие человека как наивысшей ценности;
создание образовательной инфраструктуры – данный подход характеризует особенности условий, в которых проводится работа с одаренными дошкольниками, связанные с наличием тех или иных компонентов воспитательно-образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимые научно-методические пособия, помещения, оборудования, кадровый потенциал и др.).
Выявление одаренных детей, организация и выстраивание деятельности педагогов по данному направлению должно строиться на интеграции следующих психолого-педагогических принципов:
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
принцип дифференциации – при выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на определенном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах детской деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию;
принцип «принятия другого» - данный принцип предусматривает партнерские отношения педагога и ребенка, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах;
принцип оптимальности – это принцип учета реальных возможностей ДОУ и семьи в работе с одаренными детьми;
принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях.
Выявленные выше подходы и психолого-педагогические принципы позволяют выстроить способы работы по организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях ДОУ, которая состоит из пяти блоков: выявление одаренности; работа с одаренными детьми по различным направлениям; работа с педагогами; работа с семьей; работа по проблемам одаренных детей.
Работа с семьей.
В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители, когда обнаружится одаренность ребенка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание. Другие, наоборот, преувеличивают возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие.
Большинство родителей пытаются помочь в раскрытии творческого потенциала ребенка. Главная задача в воспитании таких детей заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых стремлениям и интересам одаренного ребенка. Родителям необходимо помочь детям в умственном и творческом росте в соответствии с их способностями, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные и посильные занятия. Но обычно родители бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, одаренность у ребенка и хотели бы получить соответствующие рекомендации психолога, педагога и других специалистов. Поэтому специалисты, работающие с такими детьми, уделяют особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Используются разнообразные формы работы с родителями одарённых детей :
• Информационные уголки (наглядная агитация)
• Семейная гостиная
• Анкетирование и тестирование
• Индивидуальные беседы с родителями
• Родительские собрания
• Круглый стол
• Совместные мероприятия (развлечения, КВН, викторины, литературные вечера, экскурсии и др.)
• Совместные детско-родительские проекты
• Выставки семейного творчества
• Открытые образовательные мероприятия
• Совместное детско-родительское участие в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Список литературы:
1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.
2. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей / М. : Московский психологический институт: Флинта, 1998.
3. Богоявленская Д. Б. Одаренный ребенок // Природа детской одаренности. – 2002. - №1.
4. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М. ,1992 .
5. Одаренные дети. Под редакцией Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М., 1991.
6. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. М. : 2001.
7. Савенков А. И. Одарённые дети : особенности психического развития. М. : - 2006
8. Савенков А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.
9. Семянникова Ю. П. «Выявление и развитие одарённых детей», М:Педагогика2003
10. Чурсина В. В. «Одарённые дети в детском саду и в семье», М. Издательство «Преент»,2006.
11. Юркевич В. С. Одаренный ребенок : Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 1996