Катерина Маслова
Работа с одаренными детьми в ДОУ в рамках ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня все большее внимание уделяется выявлению одаренных детей и их дальнейшему сопровождению. Дошкольное учреждение является стартовой площадкой для распознавания такого феномена, как детская одаренность. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Публикация «Работа с одаренными детьми в ДОУ в рамках ФГОС ДО» размещена в разделах
Очень важно понимать, чем раньше мы выявим у ребёнка те или иные незаурядные способности, тем больше возможностей для их реализации до периода поступления ребёнка в школу, а также развития данных способностей уже непосредственно будучи школьником. Поэтому проявление детской одаренности является предметом исследования в научном мире и не теряет своей актуальности на протяжении длительного времени. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Среди детей есть такие, кто по уровню развития своих способностей, восприятия окружающего мира, отличается от сверстников.
В области опережающего развития познания отмечаются следующие признаки одаренности: повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень.
Различаются следующие виды одаренности:1. Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).
2. Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).
3. Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты: высоко развита любознательность, пытливость ума, способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, высокая обучаемость, стремление к самостоятельности. Физическая одаренность, которая предполагает высокие показатели в спорте. Дети, одаренные в физическом развитии, легко и быстро овладевают спортивными умениями и навыками. Творчески одаренные дети характеризуются высокими достижениями в музыкальной, художественной, театральной деятельности. В нашем дошкольном учреждении, с учетом реализации федерального государственного стандарта в образовании, педагоги используют различные методы и формы для выявления тех или иных способностей у детей. Активно, педагоги в своей работе используют метод наблюдения. Тенденции одаренности можно отследить непосредственно в организованной образовательной деятельности, где дети проявляют свои возможности. Из опыта работы можно отметить, что одаренный ребёнок одарен во многих видах деятельности. Часто родители затрудняются в вопросах самоопределения ребенка, в какой кружок или секцию записать дошкольника. Всегда следует учитывать интересы ребенка, приоритетом являются его желания.
Работа с одаренными детьми, проводится в трёх направлениях: работа с родителями, работа с педагогами, работа непосредственно с ребенком. Значимым здесь является работа педагогов и родителей. Именно в единой связке можно достичь конструктивных результатов, помочь ребёнку в создании психологического комфорта, а также в сохранении и укреплении здоровья. Педагог - психолог создаёт интеллектуально-творческий портрет одаренного ребенка: направленное наблюдение за ребенком, анкетирование родителей и педагогов, проводит диагностику познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста исследование особенностей эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферы дошкольников, выявление у детей 5-7 лет способности к творчеству («Краткий тест творческого мышления Торренса»). По результатам диагностирования по выявлению одарённых детей педагог – психолог в зависимости от количества детей планирует индивидуальную и подгрупповую работу на развитие интеллекта и креативного мышления. Индивидуальная работа с одаренными детьми выстраивается на принципе педагогического сотрудничества, на позиции «субъект – субъектного» взаимодействия. У одаренных детей высокая познавательная активность, наряду с этим эффективным для работы с детьми является проектный метод. С учетом познавательных интересов одаренным воспитанникам предлагается выполнить тот или иной проект. Такая форма работы позволяет, оставаясь в группе сверстников качественно углубить свои знания.
Мнение родителей и воспитателей групп чрезвычайно важно при составлении интеллектуального портрета воспитанника, поэтому педагог-психолог предлагает им анкеты, позволяющие определить уровень развития детей. Инструктор по физической культуре отслеживает достижения детей в различных видах двигательной деятельности и выдвигает дошкольников для участия в спортивных мероприятиях. Музыкальные руководители привлекают детей для участия в региональных и муниципальных конкурсах. Такой комплексный подход к работе является важным условием не только для умственного развития личности, но и для социального становления одаренных детей.
Таким образом, работа педагогов в дошкольном учреждении нацелена не только на выявление детской одаренности, но и ее раскрытие. Достижения воспитанников можно отследить, по тем победам и достижениям, которые они завоевывают на различных конкурсах. Таким образом, от слаженных действий родителей, педагогов зависит, как будет определено будущее одаренного ребенка. Именно поэтому необходимо создавать образовательную среду, способствующую раскрытию способностей детей, а также их дальнейшему развитию.