Фирсова Светлана Николаевна
Работа с одаренными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. На протяжении нескольких лет, в ДОУ ведется работа по созданию условий для выявления и развития способностей у детей. Работа педагогов ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности. Коллективом ДОУ разрабатываются и внедряются в практику творческие и исследовательские педагогические проекты, в которые вовлечены воспитанники и их родители.
Публикация «Работа с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Система работы с одаренными детьми, реализуемая в ДОУ, включает в себя 4 основных направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала
Развивающая среда способствует утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявления самостоятельности, инициативности, творчества. Способствует познанию окружающего мира. Позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, познании, выплеску накопившейся энергии, в творческой реализации и т. д. Также предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла, формирует культуру взаимоотношений.
В группах приобретено и изготовлено ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий (разные виды конструкторов, театральные куклы, ширмы и т. д.); созданы творческие уголки,с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические игры интеллектуальной направленности.
Около 43% детей посещает кружки. Это дает возможность детям проявить и развить свои способности. В течение нескольких лет, на базе ДОУ функционируют несколько кружков.
-Кружок «Журналисты», основной целью которого является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
-Кружок «Дубравушка»- знакомит с русским народным творчеством, помогает выявлять и развивать навыки в области пения, музицирования, движения. Развивает самостоятельность, инициативу и импровизационные способности.
-Кружок «Фантазия» - учит комбинировать различные виды упражнений, танцевальных и сюжетно – образных движений, самостоятельно создавая хореографические картинки.
-Кружок «Как стать чемпионом»- цель которого, стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств/скорость, меткость/ у дошкольников подготовительных групп посредством внедрения элементов биатлона. Развитие технических навыков дошкольников подготовительных групп в ходьбе на лыжах.
2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками
Коллектив ДОУ на 100% укомплектован педагогическими кадрами. В учреждении работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и саморазвитию. А педагоги,привлекаемые к работе с одаренными детьми должны обладать рядом специальных качеств. Это прежде всего,высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.
С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов проведены ряд семинаров практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте.
Семинары проводились по темам:
«Теоритические основы детской одаренности»;
«Одаренный ребенок, какой он»;
«Принципы и методы выявления одаренных детей»;
«Особенности работы с родителями одаренного ребенка».
3. Выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности
Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателя - метод наблюдения. Результаты наблюдений могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.
Педагогами ДОУ отобраны диагностические методики, которые позволяют качественно проводить диагностику по выявлению творческой одаренности, и включают в себя ряд ступеней, обеспечивая учет мнения всех участников.
Диагностика по выявлению одаренных детей включает в себя:
- Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности (родители, педагоги);
-Выявление предпосылок общей одаренности (педагоги);
-Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребенка дошкольного возраста.
4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями
В этом году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера. Педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов,конкурсы выставки творческих работ. Это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов. Многие работы отправлялись на выставки муниципального уровня, где получали высокие оценки жюри.
С целью выявления и поддержки детей с высокой познавательной активностью в этом году проводился ряд интеллектуальных состязаний, где воспитанники проявляли возможности реализации своих знаний и умений. Воспитанники подготовительных групп участвовали в Курском областном турнире способностей «Соловушка – помощница» ,где показали результаты высокого уровня.
Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.
Работа с родителями одаренных детей реализуется в трех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка.
Данная работа направлена на :
– расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
–улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
– выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей.
- Проведен цикл групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома»;
-Педагогами организуются мастер-классы, практикумы для родителей и т. д. ;
-оформляются благодарности родителям за помощь и участие в образовательном процессе ДОУ.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.)
Мы стараемся поддерживать и поощрять родителей на уровне сада. В конце года на общесадовском мероприятии или итоговом родительском собрании активные родители награждаются Почетными грамотами и Благодарственными письмами от дошкольного учреждения.
Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого рассвета способностей и одаренности.
Наблюдения наших педагогов дает возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одаренность и развивать его. При этом помнить три правила:
-Помоги, но не навреди!
-Заинтересуй, но не натаивай!