Титова Наталья Анатольевна
Организация системы выявления одаренности и работа с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренные дети и молодежь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Раскрытие и реализация способностей и талантов важно не только для ребенка, но и для общества в целом.
На сегодняшний момент чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей, особенно раннего выявления и раскрытия детских дарований.
Публикация «Организация системы выявления одаренности и работа с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных деятельностей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. В силу личностных особенностей одарённые дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Но не менее других нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.
Как показывает практика выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо однообразной процедуры невозможна. Поэтому педагогу необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск в процессе их развития по специальным программам, методикам, тестам.
Чтобы снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, к ее выявлению необходимо подключить всех специалистов ДОУ (это и музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре, и психолог, старший воспитатель и проанализировать анкеты родителей) При интерпретации результатов важен комплексный подход и в этом поможет именно консилиум грамотных специалистов.
Одарённость ребёнка может проявляться в разных видах детской деятельности.
Выявление одарённости детей проводится в дошкольном учреждении
на основе наблюдений и изучения:
психологических особенностей,
речи,
памяти,
логического мышления
а так же общения с родителями.
По методике экспертных оценок по определению одарённых детей (А. А. Лосевой) одарённость может проявляться в:
интеллектуальной сфере
сфера академических достижений
художественном и прикладном творчестве (художественных достижений)
литературной сфере
артистической сфере
музыкальной сфере
технической сфере
двигательной сфере
общение и лидерстве
Сфера художественных достижений
Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
Проявляет большой интерес к визуальной информации.
Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события, составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.
Начать надо с изучения «жизненного пути» (т. е. как развивался ребенок до поступления в детский сад можно узнать у родителей в беседе или с помощью
АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ
Фамилия, имя ребенка, возраст.
2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры - их возраст).
3. Профессия родителей.
4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам?
5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т. д.).
6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие?
7. Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?
8. Содержание художественной деятельности: читает ли стихи, рассказывает ли сказки, танцует, поет, рисует, разыгрывает спектакль с игрушками. Участвуют ли взрослые в этом процессе?
9. Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты?
10. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности? Какое участие принимают в организации художественной деятельности ребенка родители и другие члены семьи?
тем самым мы узнаем прогноз на будущее, так как это является важной составляющей в процессе дальнейшей социализации воспитанников, способствующей формированию гармонично развитой личности.
Карта наблюдения и выявления одаренных детей по артистическая, музыкальная, литературная и изобразительно – художественная одарённости.
Инструкция по работе с картой: карта заполняется педагогом по результатам наблюдения за учащимися в процессе занятий в течение 1 – 2 недель. Если у какого-либо ребёнка наблюдаются признаки одаренности, то в соответствующем пункте педагог ставит 1 балл. Необходимо учитывать, что 1 балл ставится при условии, что признаки одаренности наблюдаются практически на всех занятиях. Далее педагог подсчитывает сумму баллов по каждому ребенку и выявляет степень одаренности ребёнка.
Изобразительно-художественная одаренность
Критерии:
11 – 12 баллов – выраженная одаренность.
6 – 10 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.
0 – 5 баллов – одаренность не выражена
ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.
1. Задание по восприятию искусства
Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет).
Для младших дошкольников даются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравится (красота узора, цвет, элементы).
2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)
Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему "Я и моя семья". Они могут выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дать им альбомный лист.
Другое задание по рисованию - "Чем я люблю заниматься". Каждый ребенок нарисует то, что он любит делать.
В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.
Уровни художественного развития
Высокий уровень (3 балла) - дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.
Диагностика способностей к изобразительному творчеству
Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:
тест «Круги» — на выявление творческих способностей;
тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.
Тест «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Диагностика специальных способностей детей
Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.
Инструкция
Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:
++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.
Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
ОПРОСНИК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ
(Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн)
Данная методика содержит четыре опросника.
Опросник 1. Характеристика способностей к обучению.
Опросник включает 8 пунктов, в каждом из которых отмечены некоторые характеристики, связанные со способностями к обучению. Заполняющий анкету оценивает, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ребенок обладает данными характеристиками.
Максимальная оценка - 32 балла.
Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики. Опросник включает 9 характеристик. Максимальная оценка – 36 баллов.
Опросник 3. Лидерские характеристики. Опросник включает 10 пунктов, в каждом из которых отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями. Максимальная оценка 40 баллов.
Опросник 4. Творческие характеристики (креативность). Опросник включает 10 пунктов. Максимальная оценка – 40 баллов.
Опросник 4. Творческие характеристики (для дошкольников).
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях; постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума», фантазирует, обладает развитым воображением («интересно, что произойдет если…»); любит занитматься применением, улучшением и изменением идей, правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; мальчики более свободно проявляют «типично женские качества», например чувствительность; девочки более независимы, активны и настойчивы, чем их сверстницы.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве, не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Не склонен полагаться на авторитетные мнения взрослых без их критической оценки.
Возможные оценочные баллы:
4 – постоянно;
3 – часто;
2 – иногда;
1 – редко;
Каждый пункт следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Экспертами могут быть педагоги, воспитатели, знающие детей. Перед заполнением опросника в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме, т. е. оценки могут проводить либо несколько экспертов в одно и то же время, либо один. Аналогично можно оценивать либо целую группу детей, либо одного. Время заполнения опросника не ограничено. Можно заполнить все четыре опросника, можно один (для каждой шкалы существуют отдельные нормативные данные).
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ
Ф. И. О.
Детский сад ___Группа___
1. Указать образование и стаж работы.
2. Считаете ли вы необходимым ознакомить детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством?
3. Почему нужно знакомить детей с изобразительным искусством?
4. Какое отношение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству?
5. Какие качества личности можно формировать в процессе приобщения детей к искусству?
6. Какие формы ознакомления с искусством вы считаете наиболее целесообразными?
7. Какой уровень анализа ребенком произведения искусства?
8. С какими видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства знакомы дети
9. Какую роспись дети узнают и предпочитают в своем творчестве?
10. Что по-вашему влияет на эстетическое воспитание детей?
11. Какие виды работ находят место в творчестве детей под влиянием искусства?
12. Практикуете ли вы в группе художественную деятельность по интересам?
13. Какой вид декоративно-прикладного искусства вам больше всего нравится?
14. Любите ли вы рисовать, лепить, делать аппликации из разных материалов?
15. Чему вы хотели еще научиться, какие техники освоить?
16. Ваши предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду.
Систему работы с одаренными детьми невозможно выстроить без выстраивания системы работы с родителями
Основные направления организации системы работы по развитию детской одарённости:
1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. (и конечно же родители должны быть проинформированы и просвещены, как создать развивающую среду дома в соответствии с возрастом малыша и на опережение.
2. Выявление одаренных детей. Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый доступный для воспитателя – метод наблюдения. Выявление одарённости должно опираться на следующие принципы:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий спектр его способностей;
анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п;
3. Дальнейшее развитие у детей творческой одаренности, с этой целью разрабатывается программа в определённом направлении деятельности или в интеграции нескольких видов деятельности.
Программа дополнительного образования
Проект
Организация работы с одаренными детьми
Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои возможности. Вот почему формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный, которые дают возможность одарённым воспитанникам выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.
Состязания интеллектуального и творческого характера, конкурсы чтецов, конкурсы-выставки творческих работ, конкурс и т. д., это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.
5. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками: педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми должны обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.
С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов внутри учреждения могут быть проведены семинары практикумы и консультации с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте:
Теоретические основы детской одаренности»;
Одаренный ребенок, какой он;
Виды детской одаренности;
Принципы и методы выявления одаренных детей;
Особенности работы с родителями одаренного ребенка.
Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.
6. Работа с родителями одаренных детей реализуется в трёх направлениях:
Организация информационной среды для родителей:
Проведение:
цикла общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома»;
проведение мастер-классов,
изготовление буклета для родителей и т. д.
памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;
в приемных групп оформляются уголки для родителей «Маленький гений; «Всезнайка».
Оформляются благодарности родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ, за помощь в оснащении развивающей среды.
Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
Данная работа направлена на:
расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.)
Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные презентации с которыми ребенок выступает перед родителями.
Таким образом, при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности. Одаренному ребёнку надо предоставить возможность проявить свои способности и развить их.