Наталья Киященко
Работа с одаренными детьми посредством театрализованной деятельности (логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с одаренными детьми посредством театрализованной деятельности (логопедическая группа
Слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь".
Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Публикация «Работа с одаренными детьми посредством театрализованной деятельности (логопедическая группа)» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
Цель нашей работы :
• выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами
сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.
Система выявления одаренных и талантливых детей включает в себя:
1. Наблюдение за детьми выявление интересов, способностей к той или иной деятельности;
2. Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);
3. Индивидуальное обследование детей педагогами на выявление предпосылок общей одаренности.
Так как группа логопедическая, то большинство детей имеет серьезные речевые нарушения и основные направления, которые реализуются через театрально- игровую деятельность это :
1. Развитие культуры речи: артикуляционная моторика, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей моторики: координация движения, мелкой моторики рук, снятия мышечного напряжения.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самодеятельности.
Развитие сценического мастерства и речевой деятельности включает в себя :
• игры-драматизации;
• упражнения для эмоционального развития детей;
• упражнения по дикции
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок;
• музыкальные занятия, занятия логоритмикой, которые основаны на использовании связи слова, музыки и движения.
Параллельно работе с детьми проводится работа с родителями в следующих направлениях:
• Психологическое сопровождение (расширение возможностей понимания одаренного ребенка, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком)
• Организация информационной среды для родителей (беседы и консультации, домашние задания)
• Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ).
Ожидаемые результаты:
• Повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
• Позитивное взаимодействие детей в коллективе;
• Повышение общей культуры речи;
• Раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
• Целостное воздействие на речевую систему;
• Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся его речевые возможности.
Осенний период (сентябрь- ноябрь) (слайд)
• Работа над выразительностью речи;
• Упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции;
• Речь с движениями.
Например: Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;
среда, четверг — шепот;
пятница, суббота — голосом средней силы;
воскресенье — громко;
суббота, пятница — голосом средней силы;
четверг, среда — шепот;
вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.
Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.
• А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы,
А сова — все ниже, ниже (голосом средней силы)
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо) :
Поиграй, дружок, со мной! (громко)
Игра «Вопрос — ответ».
Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
- Был сапожник? (высоко)
- Был. (низко)
- Шил сапожки? (высоко)
- Шил. (низко)
- Для кого сапожки? (высоко)
- Для пушистой кошки. (низко)
Речь с движениями.
Зимний период (декабрь- февраль) :
Развитие у детей мимики и жестикуляции, театральные мини- этюды, пантомимы, упражнения на развитие воображения.
• «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.
• Упражнение: Угадай, кто это? Ребенок показывает движениями животное, а остальные отгадывают
• Игра мое настроение (на что похоже мое настроение)
Весенний период (март- май) :
• Проигрывание этюдов на основные эмоции: грусть, радость, гнев, удивление, страх.
• Работа над итоговой постановкой.
Упражнение: представь, что мама купила тебе новую игрушку (радость и счастье, но не разрешила взять ее в детский сад (удивление, огорчение).
Проведённая работа считается эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:
1. У детей повышается уровень развития связной речи.
2. Выростает интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.
3. Заметно повышается уровень сформированности коммуникативных навыков.
4. Исчезает психологическая зажатость, страх перед зрителями.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.