Ополченцева Галина
Мюзикл как эффективная форма работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ
Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одаренных детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Именно поэтому мы находимся в постоянном поиске инновационных форм и методов в области музыкального образования дошколят. Так появился мюзикл. Мюзикл – одно из самых модных и ярких направлений современного музыкального театра, который не может оставить равнодушным ни взрослых, ни детей. Это музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства детской, эстрадной музыки, хореографического, драматического и вокального искусства с использованием современной стилистики, хотя он может существовать и в классических традициях. В мюзикле переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. В мюзикле детям предоставляется широкий спектр возможностей для раскрытия их индивидуальности и реализации творческого потенциала.
Публикация «Мюзикл как эффективная форма работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах
В нашем детском саду к постановке мюзикла мы пришли не сразу. Реализуя задачу по работе с талантливыми и имеющими признаки музыкальной одаренности детьми, возникла идея: использовать постановку и проведение детских мюзиклов как инновационную форму деятельности с одаренными детьми с целью создания условий для реализации развития их творческого потенциала. Музыкальная театрализованная деятельность в ДОУ является мощным инструментом развития всех качеств личности, формированию коммуникативных навыков, как основ социальной культуры, способствует интеграции всех образовательных областей, что соответствует ФГОС ДО.
В качестве примера мы хотим представить мюзикл для детей на сюжет замечательного литературного произведения Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Сказка близка и понятна детям: интересный сюжет, любимые всеми образы, красивая музыка, необыкновенные танцы! Выбор музыкального материала осуществлялся с учетом доступности, художественной выразительности, возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна музыкального материала мюзикла, сопровождающего аккомпанемента, фонограмм, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.
В ходе реализации мюзикла музыкально-одаренные дети реализуют свои способности в трех основных направлениях: вокально-хоровое, танцевально-ритмическое и театральное.
Работа над постановкой мюзикла ведется поэтапно в разных видах музыкальной деятельности и разных формах (индивидуальные, групповые, подгрупповые занятия).
В работе с музыкально-одаренными детьми, используются различные педагогические методы и приемы: игровые упражнения, творческие задания. Вот некоторые из них:
песни-упражнения для развития голоса и музыкального слуха (составитель Т. Орлова, С. Бекина);
рисование голосом «Музыкальные узоры» (разработка Э. Тютюнниковой);
игры со звуком («Поймай звук», «Найди комарика» и др.);
работа с руками (моделирование высоты звука, направления движения мелодии);
музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма («Ритмический кубик», «Обезьянки», «Учитесь танцевать»);
музыкальные пальчиковые игры (И. Бодраченко, М. Картушина, Т. Боровик);
театральные этюды («Сердитый дедушка», «Хитрая лисичка» и т. д.)
В ходе реализации постановки мюзикла мы использовали разные формы образовательной деятельности: беседы на тему постановки, просмотр мультфильма, спектакля, слушание музыкальных произведений и создание образа с использованием средств изобразительной деятельности: рисование героев представления, участие детей в изготовлении эскизов, масок, костюмов, декораций. В начальный период работы над постановкой детям предоставлялась возможность «пофантазировать», «поиграть ролями», «войти в образ», проявить импровизацию. Мы все превращались то в Бабочек, то в Майского Жука, Дюймовочку, милую Ласточку, забавных Лягушат… Вспоминали их повадки, поведение, некоторые элементы перевоплощения рождались в процессе нашей совместной импровизации. Уже в ходе подготовительной работы ребята смогли проявить свои таланты и способности.
В работе над мюзиклом идет активное развитие познавательной сферы (восприятии, памяти, образного мышления, эмоционально-волевой (умение управлять собой, саморегуляция, воля). Ребенок учится соотносить свои желания с ролью в игре и ее правилами. Развивается самооценка ребенка, его коммуникации, он учится взаимодействовать с другими участниками мюзикла, преодолевает робость перед публичным выступлением. Совершенствуется речь: ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй.
Кроме того, в процессе подготовки мюзикла развивается и совершенствуется и мастерство самого музыкального руководителя, воспитателя, что соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.
Исполнителей главных ролей выбирали коллективно, после того, как все желающие попробовали себя в той или иной роли, коллектив детей выбирал лучшего исполнителя, аргументируя свой выбор. Обид не было, так как не было «маленьких ролей». Мы старались создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствовал, что без него сказка будет неинтересной. В мюзикле каждый персонаж – это важная выразительная музыкальная и театральная линия.
Дети, имеющие яркие музыкальные способности и задатки одаренности – стали исполнителями главных ролей мюзикла. Они были не просто готовы к дополнительным занятиям, но скорее – нуждались в этом, испытывали потребность в реализации своего творческого потенциала, они с радостью участвовали в подготовке сольных номеров, их привлекала яркая сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимались ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Подготовка и постановка детского мюзикла – это большая творческая работа не одного музыкального руководителя, специалиста, а педагогического творческого актива (воспитатели группы, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, старший воспитатель и др.).
Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Они достаточно информированы и мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Совместно с родителями мы даем талантливым детям поддержку, помогаем в их росте и самореализации.
И вот уже премьера! Сколько волнения, сколько положительных эмоций! А сколько гордости у родителей за своих детей и заслуженных оваций.
Анализируя результаты проделанной работы, мы пришли к выводу, что жанр детского мюзикла является эффективной формой музыкально-театрализованной деятельности в работе с талантливыми и имеющими предпосылки одаренности детьми. Это позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, а самое главное – открывает педагогу непознанные стороны таланта ребенка.