Г.Ф
Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая в себя сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. С её помощью обнаруживается объект, различаются и выделяются его информативные признаки: цвет, величина, части и детали, их форма.
Контур является основной формообразующей структурой объекта. У детей с нарушением зрения его восприятие существенного расширяет сферу зрительного опыта. Практический опыт показал необходимость внедрения в коррекционную деятельность знакомства детей с контуром и различные виды работы с ним.
Публикация «Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения» размещена в разделах
Для обработки приёмов выделения и опознания контура используются следующие этапы:
1. Обводка прорисованных цветных шаблонов.
2. Обводка трафаретов по внутреннему и наружному контуру.
3. Совмещение силуэта с контурным изображением:
а) наложение силуэта на контур;
б) совмещение силуэта с контуром на основе зрительного соотнесения (работа с перфокартами). Работу рекомендуется начинать с трёх объектов, отличающихся по форме.
4. Опознание контурных изображений (указывание и называние):
а) выбор по образцу;
б) выбор по кратковременной экспозиции образца;
в) выбор по указанию;
г) выбор по словесному описанию.
5. Опознание изображений с неполным контуром.
6. Выделение заданного контура из зашумлённого перцептивного поля.
В практике обогащения зрительного опыта детей широко используется целостные и без одного или двух фрагментов изображения. Они развивают познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение.
Первоначально в младшей группе предлагаются для опознания хорошо знакомые объекты, цветные изображения, у которых отсутствует один фрагмент, например лиса без хвоста, машина без колеса, чайник без ручки и др.
Со средней группы можно предлагать контурные изображения, отсутствующие фрагменты которых устанавливаются после тщательного зрительного анализа, например лейка без ручки, пила без 2-3 зубьев, зонтик без ручки и т. д.
Следующим этапом работы является дорисовка изображений по образцу.
Вот некоторые виды заданий-игр:
Игра «У кого какая игрушка?» (Младшая группа)
Цели: обучение соотнесению предметного изображения с контурным. Развитие внимания, расширение зрительного опыта детей.
Материалы: картинки с изображением игрушек (неваляшка, ведёрко, мяч воздушный шар, карточки с контурными изображениями тех же игрушек.
Ход игры: педагог выставляет перед ребёнком карточку с контурным изображением игрушки, просит найти среди картинок, разложенных на столе, такой же предмет.
Игра «Угадай, чей контур?» (Средняя группа)
Цели: обучение зрительному соотнесению предметных и контурных изображений, развитие прослеживающей функции глаз.
Материалы: карта (вверху 4-5 предметных изображений: игрушки, цветы, транспорт; внизу - их контурные изображения, фломастеры.
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть карточку и нарисовать разноцветные дорожки от предмета к контуру, назвать предметы.
Игра «Дорисуй»
Младшая группа: «Привяжи к шарику ниточку», «Дорисуй солнышку лучики», «Дорисуй цветку стебелек».
Средняя группа: «Дорисуй чашке ручку», «Где у собачки хвостик?», «Сделай ежика колючим».
Старшая группа: «Сделай домики похожими», «Дорисуй мышек», «Паровозики».
Далее можно предлагать дорисовку второй половины симметричных объектов: грибок, бабочка, ваза. А затем, в подготовительной группе — рисование мордочек животных, лица матрешки, куклы и т. д.
Игра «Узнай и расшифруй» (Подготовительная группа)
Цели: упражнять в узнавании объектов по неполному контуру и в зрительном соотнесении его с силуэтом; развивать анализирующее восприятие.
Материалы: таблица с незаконченными контурными изображениями объектов (до 10 шт., по-разному расположенными на плоскости таблицы; силуэты тех же объектов, среди которых есть лишние; фланелеграф.
Ход игры: педагог сообщает детям, что на таблице зашифрованы объекты, необходимо узнать их на фланелеграфе и разложить силуэты тех же объектов так, как они расположены на таблице. Игра продолжается с другими аналогичными таблицами.
Таким образом, представленный материал способствует расширению у детей сферы зрительного опыта, обусловливает его знание воспринимаемого, оказывает влияние на умения интерпретировать увиденное, улучшает запоминание, развивает зрительно-моторную координацию.