Наталья Крысова
Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы особенно интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем массовой школы. Среди них важное место занимает проблема готовности к школьному обучению. Как показывает практика, недостаточная нейропсихологическая готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из значимых факторов дезадаптации учащихся.
Вместе с тем по разным данным в настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают не все дети старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных.
Публикация «Использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях как одно из средств коррекции речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением, т. к. у таких детей нарушена дисфункция межанализаторных связей, проявляющаяся в слабости слухо-зрительно-двигательных координаций.
Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников, с нарушением речевого развития, возможно средствами логоритмических игр и упражнений.
В этой связи возникла идея провести комплексную работу в этом направлении. В основе деятельности по развитию слухо-зрительно-двигательной координации положены принципы:
- систематичности (систематизированное изложение материала);
- доступности;
- определенной последовательности формирования и предъявления материала;
- постепенное усложнение упражнений;
- наглядности;
- дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его моторного развития и возрастных особенностей.
Ведущей идеей опыта было создание оптимальных условий для развития слухо-зрительно-двигательной координации в музыкальной деятельности.
Логоритмические упражнения и игры опираются на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Цель использования данных игр и упражнений – это преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – успешная адаптация в школе.
Формируя и развивая у детей двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаем базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.
Следовательно, логоримическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках как коррекционного, так и формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отставших от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, динамических упражнений, игр-ритмизаций и т. д.
В представленном опыте работы изложена методика реализации цели и раскрыты следующие пути развития слухо-зрительно-двигательной координации:
1. Игры – ритмизации.
Подбираются стихотворения, потешки, попевки, с учетом коррекционной направленности. Затем на них накладываются движения, которые соотносятся с ритмом речи.
Педагог читает весь текст, показывает детям, какие движения следует выполнять под конкретные слова текста. Затем эти движения повторяются вместе с детьми.
2. Динамические упражнения.
Включают в себя: различные виды ходьбы, перестроений, бега в разных направлениях под музыку. Кроме отработки основных видов движений дети учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать действия в коллективе.
Педагог читает текст, дети выполняют заданные движения. В старших группах дети одновременно с движениями сами могут произносить текст.
3. Массаж лица, тела, ног.
Имеют оздоровительную направленность. Педагог читает стихотворный текст и выполняет определенные движения (растирание, поколачивание, поглаживание, постукивание биологически активных зон). Дети повторяют по показу.
4. Пальчиковые игры или массаж пальцев.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца на сердце. А в целом пальчиковые игры готовят руку ребенка к письму.
Движения в играх с пальцами можно выполнять: ведущей рукой, противоположной рукой, обеими вместе.
5. Уражнения на развитие певческого дыхания и голоса.
Используемые в опыте работы упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох, звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова.
6. Гимнастика для глаз.
Включая в работу гимнастику для глаз, на начальном этапе следует подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову. После усвоения детьми основных приемов выполнения упражнений, можно использовать не только предметы, но и электронные видео игры для глаз.
7. Подвижные игры.
Использование подвижных игр способствовало координации слова и музыкально-ритмических движений, умению различать части музыки, силу звука, темп, что немаловажно в развитии речи дошкольника.
Данная работа осуществлялась в следующих видах деятельности:
на музыкальных занятиях с элементами логоритмики;
на праздниках и развлечениях;
в индивидуальной работе.
К опыту прилагается большой практический материал: диагностический материал; перспективный план музыкальных занятий с использованием логоритмических игр и упражнений на среднюю, старшую группы; конспекты занятий; примерные мероприятия (игры-ритмизации, упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, динамические упражнения, массажи, пальчиковая гимнастика, подвижные игры) на основе лексических тем ДОУ.
Предпринятая попытка, использовать логоритмические игры и упражнения,как средство для коррекции речи позволила :
Развить слуховое внимание.
Развить музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух.
Развить фонематический слух.
Развить пространственную организацию движений.
Развить общую и тонкую моторику.
Воспитать переключаемость с одного поля деятельности на другое.
Развить физиологическое и фонационное дыхание.
Развить певческий диапазон голоса.
Развить речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Воспитать связь между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
Сформировать и закрепить навык правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Успешность данной работы заключилась в тесном сотрудничестве всех специалистов ДОУ (учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателя). Такая комплексная работа не только обеспечивает предупреждение речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребенка, способствуя развитию его личности в целом и дальнейшему успешному обучению в школе.
Список используемой литературы :
1. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ 5-7 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2006.-144с.
2. Кузнецова Е. «Логопедическая ритмика» в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 128с.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003.-192с.
4. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2004.-144с.
5. Исаева С. И. Физкультурные минутки в начальной школе. – М. : Айрис-пресс, 2004.-48с.
6. Касицына М. А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 216с.