алёна дозорова
Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы
у детей с нарушениями зрения»
Развитие познавательной деятельности детей с нарушениями зрения идёт по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие. Формирование и развитие процесса познания у ребёнка с нарушениями зрения дошкольного возраста зависит от характера педагогического воздействия, значительная роль в котором принадлежит содержанию и организации обучения, направленного на усиление самостоятельности, активного усвоения приёмов и способов познания. Ранняя коррекция недостатков развития познавательной деятельности в условиях специального воспитания и обучения позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, значительно уменьшает их трудности в познании окружающей действительности.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видящих, является зрение.
Особенности развития психических процессов у детей с нарушениями зрения
Внимание
-замедленность процесса, снижение объёма и устойчивости;
-неполнота, искажённость, фрагментарность образов;
-ограниченность зрительных впечатлений;
-низкая переключаемость.
Ощущения и восприятие
-ведущее место - зрительное восприятие;
-обыденные, схематичные, часто деформированные, неустойчивые зрительные образы;
-избирательность восприятия;
-нарушение целостности восприятия объекта;
-трудности выделения существенных качеств;
-нарушение бинокулярности зрения, одновременности и дистантности восприятия;
-замедление процесса усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
У детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и сообщении (А. Г. Литвак, 1972). Однако эти затруднения не могут изменить сущности процесса возникновения зрительных образов, и хотя они не могут быть тождественны (по степени полноты, целостности, широте круга отображаемых предметов и явлений) образам зрительного восприятия нормально видящих, всё же в целом они адекватно, правильно отражают объекты в совокупности и в отношениях их свойств и качеств. При опознании геометрических фигур у слабовидящих с такими заболеваниями, как дегенерация сетчатки и частичная атрофия зрительных нервов, обнаружена деформация последовательных образов предъявляемых изображений, снижающая их информационную ёмкость (Т. П. Зинченко, 1980).
На скорость зрительного восприятия предметов и их изображений у слабовидящих, так же как и у нормально видящих, оказывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещённости, уровень утомления (Е. М. Украинская, 1968). При зрительном восприятии отдельных изображений предметов, рисунков и картин у слабовидящих имеются известные трудности. Мелкие детали изображений или плохо воспринимаются, или не различаются совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у слабовидящих формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание её велось по частям.
Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей находится на низком по сравнению с нормой уровне - чаще всего это стадия перечисления или стадия описания.
Память
-снижение объёма кратковременной памяти;
-недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала;
-неподкреплённые образы памяти угасают;
-зрительное узнавание отстаёт в правильности, специфичности, многосторонности уровня анализа и темпа.
Слабовидящим требуется большее количество предъявлений и более длительное время при рассмотрении предъявленных изображений.
Мышление
-затруднение установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
Речь и общение
-нарушение словарно-семантической стороны речи;
-формализм – накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;
-системные недоразвития речи – непонимание смысловой стороны слова;
-вербализм знаний, т. е. отсутствие соответствия между словом и образом;
-слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики;
-неумение выяснить и проанализировать главные события;
-трудности в соблюдении логичности связной речи;
-отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики.
Накопление чувственного опыта должно сопровождаться словесным обозначением воспринимаемых предметов. Тщательное изучение, осматривание, ощупывание предметов надо сочетать со сравнением, сопоставлением их с другими предметами. При этом очень важно выделять и называть их признаки, особенности. Рассказывание ребёнком должно сопровождаться описанием предметов, с которыми он, хотя бы в прошлом, знакомился непосредственным образом. Чтение книг вслух может сопровождаться внимательным рассматриванием картинок (иллюстраций, которые должны быть раскрашены, обведены или представлены рельефно.