Лилия Серкова
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса»
Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опыт работы „Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
В литературе существует множество определений здоровья. Так, Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровью : «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.» ( ВОЗ: Устав – Женева, 1968).
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе, неблагоприятная экологическая обстановка в свою очередь приводят к неизбежному снижению уровня здорового населения. Как известно, здоровье человека закладывается еще в дошкольном детстве. Ребёнок 21 века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Данные статистики, а так же ежегодный мониторинг заболеваемости воспитанников в нашем ДОУ, подтверждает тот факт, что здоровыми являются менее 40% выпускников детского сада.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану и сохранение здоровья дошкольников.
ФГОС дошкольного образования направлен на решение ряда задач, среди которых :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- формирование ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Отсюда следует, что задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников являются приоритетными в ходе реализации всего образовательного процесса.
Так сформировалась цель нашей работы : внедрить в образовательный процесс наиболее оптимальные здоровьесберегающие технологии с целью повышения его эффективности.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1) Выявить наиболее оптимальные здоровьесберегающие технологии;
2) Создать условия для активного применения здоровьесберегающих технологий;
3) Формировать потребность, привычку детей вести здоровый образ жизни;
Анализ тематической литературы показывает, что из многих имеющих место здоровьесберегающих технологий, в ДОУ чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
- Стретчинг;
-Динамические паузы;
-Подвижные и спортивные игры;
- Релаксация;
-Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др);
-Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая. -Физкультурные занятия;
- Проблемно-игровые игротренинги, игро- терапия;
-Коммуникативные игры;
-Серия занятий «Уроки здоровья»;
-Точечный самомассаж. -Технологии музыкального воздействия;
- Арт-терапия;
- Сказкотерапия;
-Технологии воздействия цветом;
- Психогимнастика;
-Фонетическая ритмика.
Новизна представленного опыта состоит в том, что нами было создано методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий с учетом тематического планирования ДОУ. Применять содержащиеся в нем материалы является возможным как в ходе НОД, в режимных моментах, так и в реализации образовательного процесса в целом. В данном методическом пособии систематизирован материал, который способствует не только укреплению и сохранению здоровья воспитанников, но и благодаря тематической подборке, позволяет закреплять изучаемый материал, следовательно, способствует эффективности образовательного процесса.
Особое внимание при работе над решением наших задач привлекли здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного. На наш взгляд они являются наиболее оптимальными и имеют широкие возможности применения в ДОУ. Мы используем следующие из них:
1) Режим «динамических поз» или вертикальной позы. (Менять позы там, где это возможно, стоя, сидя на ковре, лежа, активно использовать массажные коврики).
2) Построение образовательной деятельности в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. (Все оформление в группе строится в режиме дальнего зрения).
3) Созерцание разных цветов (Каждый цвет несет определенную функцию и влияет на психические, химические, физические процессы в организме человека).
4) Применение системы универсальных символов (СУС). (Способствует снижению утомляемости, ослаблению комплекса закрытых помещений).
Немаловажное значение имеет укрепление психологического здоровья и комфорта дошкольников. С этой целью мы отобрали и активно используем в работе с детьми приемы арт-терапии (рисование ладонью, пальчиками; пескотерапия; тестопластика). Эта деятельность вызывает особый интерес наших воспитанников и способствует развитию их творческих способностей.
В группе был организован сенсорно - моторный уголок, в котором имеется большое количество релаксационного материала: музыкальные релаксационные композиции; материалы для использования приемов ароматерапии: масла, натуральные ароматизаторы (цедра лимона, корица ит. д); для психологической комфортности детей создана картотека релаксационных упражнений, был создан уголок «уединения».
На наш взгляд наибольший эффект и максимум пользы здоровьесберегающие технологии приносят, если вплетаются в канву НОД, становятся одним целым с ней. Так, например в НОД по темам «Лес», «Деревья», «Цветы» мы используем в качестве элементов ароматерапии различные масла (пихтовое - лес, лавандовое, розовое – цветы, что благоприятно влияет на эмоциональный фон детей, успокаивает их и вместе с тем позволяет сделать НОД более яркой и насыщенной. Во время физминуток, пальчиковых упражнений в текстовом сопровождении идет перечисление названий деревьев, цветов, что способствует их лучшему запоминанию, развивает умение группировать объекты.
Примеры активного использования здоровьесберегающих технологий в НОД были продемонстрированы в нашем ДОУ на открытых просмотрах «Прогулка с Лунтиком» (2-я мл. группа, «Самый важный орган» (подготовительная группа, «В гости к Аркадию Паровозову».
В своей деятельности мы используем так же проектный метод. Так в направлении здоровьесберегающей деятельности были реализованы проекты: «Чудеса «Кока-колы», «Поделись здоровьем», в настоящее время реализуется долгосрочный проект «Детский сад – территория здоровья».
Задачи здоровьесбережения решаются нами и в направлении дополнительного образования. Так в 2013-2014 учебном году была составлена и реализована программа кружка спортивно-оздоровительной направленности «Черлидинг».
Конечно же, успешная реализация здоровьесберегающих технологий зависит от всех участников образовательного процесса : воспитанников, педагогов и родителей. Поэтому, в нашу деятельность, мы, несомненно, включаем родителей. В группе систематически оформляются консультации для родителей по данной тематике: «Витамины в овощах и фруктах», «Личная гигиена дошкольников», «Польза злаков», «Внимание! Наступает зима!» и т. д. Активное участие родители нашей группы принимают в совместных спортивных мероприятиях с детьми, проводятся родительские собрания, посвященные проблемам здоровьесбережения : «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста», «Здоровье детей – наше общее дело!» и т. д.
Опыт нашей работы с родителями «Организация мероприятий по профилактике заболеваний в ДОУ и семье» был представлен на педагогическом совете ДОУ. Мы сравнили результаты своей систематизированной деятельности со своими прежними результатами и выявили, что в ходе системной реализации здоровьесберегающих технологий :
1) снижается уровень заболеваемости детей;
2) повышается уровень психологической комфортности;
3) повышается эффективность образовательного процесса
Исходя из этого, мы считаем, что опыт нашей работы эффективен, и может представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений и успешно использоваться ими в своей деятельности.