Ирина Щетинина
Работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя малая Родина»
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Публикация «Работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя малая Родина“» размещена в разделах
Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Цель работы - воспитание уважения и любви к своему народу, истории большой и малой Родине, уважительное отношение к государству, символам.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
– воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Мы работаем над данными задачами, решая их во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — все это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Знакомясь с историей нашего села и детского сада проводились экскурсионные маршруты: по селу, в библиотеку, к школе. Важно привлечь внимание детей к объектам села, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло, детский сад находится в центре села Каштановое, Симферопольского района Республики Крым. В 1825 году в этом доме жил великий русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. В период Крымской войны в 1854-1855 годах в здании находился госпиталь воинов русской армии.
Знакомя детей с историей и названий улиц села, проводились разные дидактические игры. Дети знают, что главная улица названа в честь Александра Богданова- Героя Советского Союза. Он был пограничником и защищая свою Родину погиб на границе с Афганистаном. Звезду Героя Советского Союза он получил посмертно.
Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, родословной мы вместе с детьми, с помощью родителей, составляли геологическое дерево, где дети отражали знания о себе, своей семье. С участием родителей проходят утренники «День защитника отечества», «Праздник мам». Такая взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.
Большое значение придаем изучению символики нашего города Симферополя, нашей страны. Знакомим детей с гербом и флагом России и Крыма. Используем нетрадиционные формы проведения занятий. Использование таких приемов развивает у детей любознательность, интерес к истории России и Крыма, к жизни человека в прошлом. Ознакомление детей с гербом и флагом страны, в которой он проживает, имеет большое значение не только для воспитания чувства патриотизма, но и для формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, у детей развивается познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы, повышается интерес к творчеству.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.
Это: - народные и фольклорные праздники – Масленица;
- государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год;
- международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
- бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпускной бал, театрализованные развлечения.
Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с детьми старшей разновозрастной группы ходим к памятнику воинам, погибшим при освобождении нашего села, чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.
Родители принимают активное участие в творческих конкурсах: это конкурсы рисунков и поделок, «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», и др. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе, принимали участие в акции «Сохраним елочку, зеленую красавицу», проведении фотовыставки: «Наше лето».
В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Воспитывая нравственные качества личности, проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт.
Вся работа по воспитанию духовно-нравственных качеств и патриотизма дает положительные результаты. Дети становятся, более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои, хотя и маленькие, но уже результаты.