Татьяна Константиновна Морокова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель :Морокова Татьяна Константиновна, МДОУ д/сад «Соболенок».
Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет)
по нравственно – патриотическому воспитанию :
«Моя малая Родина»
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном поселке; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты: иметь представление о родном селе, Республике Бурятии и России; знать понятие «символика», формулировать ответы на вопросы педагога.
Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, столицы Бурятии, достопримечательности села и природы родного края, запись гимна Бурятии и гимна села Баргузин, слайды символики.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
— О чем поется в песне? (о Родине)
— Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
2. Основная часть. Беседа о Родине
— Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш поселок. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
— Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
— А сейчас послушайте стихотворение о Родине :
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
— Родина – это страна в которой мы живем.
— Как она называется? (Россия)
— Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
— Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
— Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
— В России много республик. Ребята, скажите, в какой республике мы живем?
(В Бурятии)
(показываю карту)
— Посмотрите – это карта Бурятии. Как вы думаете, Республика Бурятия большая или маленькая? (ответы детей)
— Наша республика большая, в ней много городов, полей, лесов, рек, лугов.
— Какие города Бурятии вы знаете, назовите? (Северобайкальск, Петропавловск, Черемхово, Нижнеангарск)
— Как называется главный город Бурятии? (Улан-Удэ)
— Ребята, в нашей республике живут разные народы. Какие народы живут у нас в республике? (русские, татары, буряты, армяне и т. д) Все они живут в мире и согласии.
Ребё нок : Мы в Бурятии Российской
Дружно весело живем,
По-бурятски, и по-русски
Мы танцуем и поем.
— Как мы умеем танцевать, сейчас покажем.
Физминутка
(разные движения под музыку)
— Ребята, а вы знаете, что у каждой республике и у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
— Посмотрите – это герб Республики Бурятии. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно с? (ответы детей)
Государственный герб Республики Бурятия представляет собой трехцветный круг (сине -бело - желтый цвета национального флага). В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга - одинаковой ширины сине-белые полосы - волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» - символ гостеприимства народа Бурятии, центральная часть которой является основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием.
Все элементы герба помещаются в поле четырехугольного, заостренного снизу геральдического щита.
Обоснование символики герба Республики Бурятия
Бурятское соембо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня снизу вверх. Огонь символизирует жизнь и возрождение, тепло и свет, благополучие, очаг. Огонь - символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний - современное, третий - будущие поколения. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности истории. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, свете, богатстве и изобилии. Луна у монгольских и тюркских народов почиталась как главное светило и таинство, так как луна была хозяином ночью. На основании фаз, циклов ее движения строилась система восточного летоисчисления, создан лунный календарь.
Синий - национальный цвет у бурят, символизирует исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность.
Белый цвет - символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия и благополучия, мира, единства и целостности. Сочетание синего и белого цветов говорит о том, что Бурятия - часть Российской Федерации.
Желтый цвет (золото) символизирует духовное начало (верующие буряты в Забайкалье исповедуют ламаизм - разновидность северного буддизма, символ цвета которого - желтый, золотой). Желтый цвет – символ милосердия, гармонии человека и природы, духовного совершенствования.
Герб Республики Бурятия принят Народным Хуралом 20 апреля 1995 г.
— Второй символ РБ – это флаг. Государственный флаг — это лицо страны, символ независимости.
ФЛАГ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Флаг Республики Бурятия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней синей цвета, составляющей две четверти ширины, средней белого цвета, составляющей одну четвертую ширины и нижней желтого цвета, составляющей одну четвертую ширины флага. В левом верхнем углу синей части полотнища флага на расстоянии одной четверти длины флага от древка изображен желтым цветом традиционный символ Бурятии (соембо, представляющий собой изображение луны, солнца и очага в следующей последовательности: внизу серп луны, над ним круг солнца, а над ними изображение очага из трех языком пламени. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Синий — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность. Белый — символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности. Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть Российской Федерации. Желтый (золотой) подчеркивает духовное начало (верующие буряты в Забайкалье исповедуют ламаизм — разновидность северного буддизма, символ цвета которого — желтый, золотой, желтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании.
Бурятское соембо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня снизу вверх. Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг, он — символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний — современное, третий — будущие поколения. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности истории. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна у монгольских и тюркских народов почиталась как главное светило, эти народы усматривали в ней таинство, так как луна была хозяином ночью.
— Какие цвета вы видите? (синий, белый, желтый).
— А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)
— Синий цвет – национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность;
Белый цвет- символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности;
Желтый цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь, желтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании.
— Третий символ – это гимн.
— Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
— Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
— В нашей Республике музыка гимна написана композитором
Александром Азаргаевым. Я предлагаю вам его послушать. (звучит гимн РБ)
— Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
— Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Ребенок: Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
— Малая Родина – это наше село. Как он называется? (ответы детей)
— В Баргузинском районе расположился наше село — Баргузин.
— У каждого города и поселка и села есть свой герб. Посмотрите, это герб Баргузина.
— Что вы видите на гербе? (В серебряном поле на зеленой земле - червленая сидящая белка-летяга, грызущая удерживаемую в передних лапах золотую кедровую шишку с зеленой хвоей на черенке.)
Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.
Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.
Красный цвет (червлень) - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.
Золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.
— Наше село очень красивое, зеленое, чистое. В нем много улиц, зданий, достопримечательностей. Баргузинцы гордятся своим селом.
3. Игра с мячом «Какое наше село?»
— Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какое наше село? Я вам задаю вопрос: какое наше село?
— Наше село …. (красивое, чистое, зеленое, современное, любимое, удивительное, цветущее, великолепное, гостеприимное, многонациональное, прекрасное, замечательное).
— Вы любите наше село (ответы детей)
— За что вы любите его? (Я люблю Баргузин за то, что в нем есть….(школы, скверы, парки, сады, дом, друзья)
4. Итог занятия.
— Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
(выкладываю на фланелеграфе модель Родины)
— А именно: ваша семья, ваш дом находится в селе Баргузин.
(красный маленький круг)
— Село Баргузин – В Баргузинском районе Республики Бурятия
(желтый круг среднего размера)
— А Республика Бурятия – в России.
(зеленый большой круг) .
— Молодцы, ребята!