Любовь Дёмина
Работа с детьми 6–7 лет по развитию связной речи в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В программе «Радуга» главная цель работы над связной речью детей шести лет заключается в обучении осознанному построению текстов (описательным, повествовательным монологам). Работа по данному направлению включает в себя как минимум 20 занятий и закрепляется в повседневном речевом общении детей.
Основное обучение связной речи проходит на занятиях, где детям объясняют основные понятия и принципы, необходимые для построения высказываний. Полученные представления и умения закрепляются с помощью дидактических пособий, в индивидуальных и групповых беседах, в других видах деятельности детей.
Публикация «Работа с детьми 6–7 лет по развитию связной речи в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Процесс целенаправленного обучения монологической речи детей включает в себя четыре основных смысловых блока:
1 блок - введение в курс обучения (разъяснение роли и значения диалога и монолога в жизни людей; их общая характеристика);
II блок - обучение монологу-описанию;
III блок - обучение монологу-повествованию;
IV блок - обучение структурированию связных текстов (высказываний).
Осуществляя новый подход к обучению связной монологической речи, педагоги должны понять сами и донести до своих воспитанников, что любой объект (предмет, событие, явление нашей жизни может стать основой для монологического высказывания любого типа (и для повествования).
В практике современного детского сада наряду с обучением дошкольников осознанному построению высказывания, необходимо уделять внимание обучению детей видам рассказывания, выделенных по принципу принадлежности к определенной, четко обозначенной основе обучения (предметы, тексты, картинки, личный и коллективный опыт, творческое рассказывание и т. п.).
Используя методику «Занятия по развитию речи в детском саду» под редакцией О. С. Ушаковой был разработан перспективный план развития связной речи детей подготовительной группы (см. с 12). В плане удалось создать эффективную систему подбора и распределения материала по всем видам рассказывания. Подготовлены наглядные пособия, дидактические игры по развитию связной речи детей.
Знакомство и глубокое изучение методики «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш, в которой раскрывается система работы по ознакомлению детей 5-7 лет с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм, дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности, позволило разнообразить творческие задания для детей, воспитывать интерес детей к языковому богатству и развивать умение использовать в своей речи разнообразие выразительные средства.
Важнейшие источники развития выразительной детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки).
Обогащенная этими языковыми средствами речь детей становится яркой, живой.
В ходе работы были использованы разнообразные формы работ :
занятия
Познавательное
Развитие речи
Обучение грамоте
вне занятий
Утро радостных встреч
(дети встречаются после выходного дня, обмениваются впечатлениями, новостями, рассказывают о том, что нового, интересного узнали, увидели, побывали)
Сладкий час
( дети ведут неторопливые разговоры за столом на различные темы: беседы о чаепитии, русских традициях, о правилах этикета за столом во время приема гостей и в гостях. Учатся сервировать стол.)
Вечерний круг
(разговоры «по душам» о прожитом дне, о том, чему научились, что запомнилось, что огорчило, о чем нужно подумать)
Необычная почта
(почтовый ящик, в котором систематически появляются письма или посылки для детей с игровыми заданиями. Отправителями могут быть литературные герои или животные. В посланиях содержатся просьбы и задания, направленные на решение различных речевых задач.)
Полочка умных книг
(Приобщение детей к познавательной литературе. Служит для расширения кругозора детей. Дети могут самостоятельно рассматривать книги и находить в них ответы на интересующие вопросы.)
Полочка красоты
(На ней выставляются предметы, сделанные руками мастеров, а также произведения изобразительного искусства для развития эстетических чувств : красоты, цвета и гармонии.)
Встречи с интересными людьми
(Формируют понятие о труде взрослых, учат общаться с людьми разных профессий, вступать с ними в диалог, поддерживать беседу.)
Досуги
(проведение концертов, спектаклей, дней рождения, новоселья)
1. Центральное место в этой системе занимает речь воспитателя (является основным источником речевого развития в детском саду).
2. Создание развивающей речевой среды
3. Беседы, игры, игровые упражнения могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникать стихийно - чутьем «на момент».
Заключение
Системная работа по развитию связной речи, привела к тому, что дети стали стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы. Повысилось внимание к слову, умение различать жанры. Появилось критическое отношение к своей речи.
Поощрение творческих проявлений детей в области слова помогло детям в придумывании сказок и рассказов. Индивидуальное всестороннее обследование детей в конце учебного года способствовало наиболее точному определению уровня развития речи ребенка.
Применяя в работе с детьми новые разработки по перспективному планированию и тщательному подбору и использованию методических пособий и средств связи, использование дидактических игр, игрушек, речевых упражнений и творческих заданий для детей, удалось достичь высокого уровня развития связной речи, устранить типичные ошибки в речи. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. Появилось умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, дополнять ответы детей, устанавливать связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями, находить прямое отражение в монологической речи.
Значительно уменьшилось число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.
Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность делиться с ними накопленными впечатлениями и знаниями, а также получать необходимую и интересующую его информацию.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, что является очень важным этапом в подготовке маленького человека к жизни, в том числе к обучению в школе.