колесник светлана
Работа с бумагой как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с бумагой как средство воспитания
эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом.
В последнее время много говорят о детях, с которыми трудно заниматься. Они не слушают педагога, прячутся под стол или кричат. Родителям трудно уговорить такого ребенка выйти из дома, поесть вместе со всеми. Люди на улице считают, что он плохо воспитан. Другие дети стараются держаться от такого ребенка подальше. Ни сам такой ребенок, ни его семья не могут самостоятельно справиться с его поведением.
Публикация «Работа с бумагой как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
• В последнее время много говорят о детях, с которыми трудно заниматься. Они не слушают педагога, прячутся под стол или кричат. Родителям трудно уговорить такого ребенка выйти из дома, поесть вместе со всеми. Люди на улице считают, что он плохо воспитан. Другие дети стараются держаться от такого ребенка подальше. Ни сам такой ребенок, ни его семья не могут самостоятельно справиться с его поведением.
• На наш взгляд, формирование поведения аутичного ребенка зависит в первую очередь от успешности работы по его эмоциональному развитию, а также навыков социального поведения.
• Такой ребенок очень нуждается в эмоциональном контакте, поэтому для него важны доброжелательность и симпатия, которые позволят ему привязаться к своему педагогу. Ведь об отсутствии у него потребности в общении не подтверждает ни один реально работающий психолог. Также известно, что сложившиеся отношения с педагогом являются для ребенка мощным стимулом в эмоциональном развитии.
• По содержанию занятие на первых порах может быть продолжением игры, так как, усадив ребенка за стол, мы не вправе рассчитывать на его произвольное сосредоточение. Поэтому, сначала мы предлагаем ему какие-то заведомо приятные виды занятий: выкладывание мозаики и пазлов, кубики, фломастеры, которыми можно рисовать дорожки, лужи, просто закрашивать определенную плоскость, любимый конструктор и т. п.
• По содержанию занятие на первых порах может быть продолжением игры, так как, усадив ребенка за стол, мы не вправе рассчитывать на его произвольное сосредоточение. Поэтому, сначала мы предлагаем ему какие-то заведомо приятные виды занятий: выкладывание мозаики и пазлов, кубики, фломастеры, которыми можно рисовать дорожки, лужи, просто закрашивать определенную плоскость, любимый конструктор и т. п.
Мы не случайно так подробно останавливаемся на самой форме занятия, на оформлении поведения ребенка. Эти, простые, на первый взгляд, меры, приобретают в случае раннего детского аутизма особое значение : освоение навыков поведения на занятии дается такому ребенку иногда гораздо труднее, чем собственно учебные навыки.
• Уже во время занятия для дальнейшего развития взаимодействия с ребенком мы специально комментируем его действия, придавая им определенный смысл. Например, если ребенок смял бумагу, то это «лужи» или «тучи», и рядом могут быть чьи-то «мокрые следы» или, к примеру, «дождик»; если он нарезал бумагу на мелкие кусочки, то мы приговариваем, что это будут «листочки на дереве» или «салют».
• Мы видим, что в самом комментарии заложена возможность совместного развития этой деятельности, а, значит, возможность вызвать эмоциональную отзывчивость ребенка.
• Далее, если ребенок принимает тот смысл, который мы придаем его действиям, то наши с ним занятия будут развиваться, мы сможем вносить необходимые дополнения, и наше взаимодействие с ребенком будет проходить по задуманному сюжету.
• Например, мы будем строить дом из готовых геометрических форм «такой же, как дача», на которой ребенок провел все лето. Сделаем грядки, посадим на них овощи. Постепенно можно добавлять детали: собаку, кошку, колодец и т. д.
• Вот еще пример. Ребенку нравится рвать и мять бумагу. В этом случае можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания.
• На начальной стадии не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Не стоит разбрасываться, всякий раз предлагая ребенку что-то новое. Дело в том, что всякий раз мы будем убеждаться, что его внимание на новой деятельности удерживается очень недолго. Напротив, если ребенку понравилось занятие, если он принял ваш комментарий, то на последующих занятиях надо опять начинать с привычного занятия, внося в него разнообразие за счет новых деталей.
• Для того, чтобы наша помощь была по-настоящему эффективной, нам необходимо учитывать особенности эмоционального развития. Только в этом случае дети смогут применить в самостоятельной жизни полученные знания и навыки.
• Вот, например, говорят, что аутичный ребенок уходит в свой «внутренний мир», но этот мир, по нашему опыту, часто незрел и беден переживаниями. Душевный опыт ребенка фрагментарен и плохо организован. Это выражается в нарушении развития целостной картины мира, представлений о себе, в сохранении детской наивности в старшем возрасте.
Поэтому требуется обычная терпеливая работа по введению ребенка в мир. Это будет совместное осмысление. Это будет оформление его собственных переживаний.
• Ведь, когда говорят о помощи в эмоциональном развитии детей с аутизмом, часто имеют в виду их обучение распознаванию выражений основных эмоций преимущественно по картинкам, представляющим типичные выражения лица и позы. И это, по нашему опыту, не очень помогает. То есть, отработать подобные задания с аутичным ребенком можно, но он вряд ли будет использовать полученные навыки в жизни. Дело в том, что ему трудно найти в себе адекватный эмоциональный отклик происходящему, так как он им не осмыслен, не дифференцирован, то есть, не прожит «по-настоящему» опыт в самых простых областях жизни.
• Также его опыт часто плохо упорядочен во времени, ему трудно выделить какие-то развернутые сюжеты из своей жизни, важные или интересные события прошлого, мечты о будущем.
• Хотя воспоминания существуют, они даже могут быть чрезвычайно яркими, но обрывочными и понять их, связать с конкретной, имевшей место ситуацией часто могут только самые близкие ребенку люди. Именно неупорядоченность, недифференцированность его внутреннего эмоционального опыта больше всего задерживает развитие общения с другими, сопереживания, мешает взрослому установить с ребенком прочную эмоциональную связь, вызвать в нем эмоциональную отзывчивость.
• Без специальной помощи по развитию внутренней эмоциональной жизни, организации опыта, приобретенные знания и умения не используются ребенком самостоятельно в реальной жизни.
• Обычно ребенок с большой благодарностью принимает такую помощь. Работа начинается с совместного воспоминания о приятных для всех детей моментах – жизни на даче, поездке на поезде или в машине и т. п. при этом можно использовать заранее приготовленные вырезанные из бумаги изображения домов, деревьев, машин, домашние фотографии, рисунки, которые наклеиваются на лист бумаги.
• Таким образом, яркие и важные для ребенка впечатления постепенно «разворачиваются». При этом, например, можно, расспрашивая ребенка о все новых подробностях воссоздаваемой ситуации, постепенно добавлять на лист бумаги все новые детали. Так складываются истории о жизни ребенка. Такие занятия любят абсолютно все дети, а подключение к ним других детей, которые делятся опытом своих эмоциональных переживаний, лишь повышает их эффективность, развивает эмоциональную отзывчивость.
• В свете вышесказанного, необходимо особо подчеркнуть, что на каждом занятии акцент должен делаться не на усвоении новой, а на осмыслении уже существующей у ребенка информации, ее конкретизации, детализации, эмоциональной окраске.
• Также нужно сказать, что у детей с аутизмом затрудняется развитие представлений о существовании внутреннего мира других людей, о том, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности.
• В этой связи очень важным, на наш взгляд, является совместное чтение и обсуждение специально подобранных текстов, обсуждение реальных ситуаций, событий из жизни группы, которые потом можно воплотить в бумаге.
• Мы много раз наблюдали, как в ходе таких занятий аутичный ребенок постепенно открывает для себя не только свой внутренний мир, но и внутренний мир других людей, поэтому становится более контактным, развивается его эмоциональная отзывчивость, доверие к людям.
Вот виды занятий, которые мы предлагаем:
- Аппликация на основе картинок из детских журналов.
Вырезается любая картинка из журнала (дом, дерево, машина или знакомый персонаж, которая становится центром композиции. Затем вокруг этого центра вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются другие изображения. В результате получается законченная картина с интересным для ребенка сюжетом.
- Аппликация из различных видов бумаги (цветная, гофрированная и т. п.).
Можно делать различные композиции, приклеивать маленькие кусочки внутри контура, вводить элементы, состоящие из нескольких деталей (дом – стена с крышей; машина – кузов и колеса и т. п.)
- Необходимо создание композиций из нескольких одинаковых готовых фигур (бусы, поезд, елочка).
- Также необходимо проводить работу по освоению пространства листа, работать с композицией.
Необходимо вводить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Изображение должно заполнить весь лист.
В заключение хочется обратить внимание на следующее. Чтобы вызвать эмоциональную отзывчивость у ребенка с аутизмом, нужно помнить об условиях, которые нужно выполнять. Тогда занятия будут результативными:
- необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия;
- следует ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что мы делаем;
- используется такой понятный прием, как правильно выбранное положительное подкрепление: «честно заработанная» конфетка, печенье или просто эмоциональное поощрение педагога. Из этого набора мы выбираем наиболее значимое для ребенка.
И последнее. Естественно мы учитываем состояние ребенка и никогда не дадим ему ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен; так же, как и не работаем с пластилином и красками, не даем кисточку с клеем, если ребенок «все тянет в рот».