Елена Макарова
Работа психолога с тревожными и застенчивыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Работа психолога с застенчивыми и тревожными детьми
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Публикация «Работа психолога с тревожными и застенчивыми детьми» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен.
Такие дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Но не стоит путать «замкнутость» и «застенчивость» Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.
Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитии. Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.
Застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в том, что они склонны считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей : каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения.
Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.
Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:
- развитие позитивного самовосприятия;
- повышение уверенности в себе и своих силах;
— развитие доверия к другим;
— корректирование страхов;
— снятие телесного напряжения;
— развитие умения выражать свои эмоции;
— развитие навыков коллективной работы;
— развитие навыков самоконтроля.
Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях :
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
1. Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.
2. Обучение детей умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится. Это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
3. Снятие мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка. Такие игры и упражнения могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.