Лилия Гумерова
Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня»
Цель:
- создание положительного психологического климата среди дошкольников;
- обучение пониманию собственного настроения;
- развитие чувства коллективизма.
Задачи:
- устанавливать дружеские доверительные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми.
Публикация «Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы „Мое настроение“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- формировать умение свободно выражать свои мысли, развивать чувство собственного достоинства, самоуважения, принятия себя и осознания своего «Я».
Оборудование:
- Сказка про Умку, медвежонок Умка – мягкая игрушка, три стакана с водой, игрушка-антистресс, карточки с изображениями детей в разных эмоциональных состояниях, картинки с недорисованными лицами, рисунок с цветочком, цветные карандаши.
Ход занятия.
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Сегодня к нам пришло очень много гостей давайте с ними поздороваемся, скажем «Здравствуйте!».
Отлично, я вижу, что у вас у всех хорошее настроение, вы сегодня очень радостные, улыбчивые и счастливые. Значит сегодня на занятии нам с вами будет очень интересно.
Упражнение «Давайте поздороваемся с другом»
Психолог: От ласковых улыбок нам станет тепло как от солнышка. Давайте мы все попробуем превратиться в солнышко и согреть друг друга взглядом, лучиками, улыбкой. Давайте встанем в круг, и поделимся друг с другом улыбкой. Посмотрите на соседа – улыбнитесь, посмотрите на другого соседа – улыбнитесь.
Упражнение-мимическая гимнастика «Покажи настроение»
- Дети, как вы думаете, какое сегодня настроение? Да, оно замечательное.
- А какое еще бывает настроение? (веселое, радостное, грустное, злое..)
- Как вы можете узнать, дети, какое настроение у людей, окружающих вас?
(По выражению лица)
- Не понимаю, как глядя на лицо можно сказать о настроении?
Сейчас вы можете показать, как меняется выражение лица, покажем:
Когда нам грустно - мы делаем так.
Когда мы удивлены - делаем вот так.
Когда мы напуганы-мы вот такие.
Когда мы злимся - мы уже другие.
А когда мы радуемся - то вот какие.
Психолог. Спасибо, что показали и рассказали мне о настроении.
Приятно вам, когда вам улыбаются? Как вы считаете, с каким ребенком лучше дружить-с веселым, приветливым, или с сердитым и печальным?
Я вам открою один секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем!
Я вижу, что у всех радостное замечательное, веселое, настроение и хочу пригласить вас в небольшое путешествие на север.
Основная часть.
Сказкотерапия «Сказка про Умку»
Ребята, посмотрите, сегодня я пришла к вам не одна. Я привела к вам своего друга – Умку. Он хочет поделиться с вами своими чувствами. Послушайте историю, которая произошла с мишкой Умкой.
На далеком севере, среди крупных снегов находится ледяная пещера. В ней живет маленький медвежонок Умка.
Это особый медвежонок - он умеет думать. Умка очень любит учиться! Но самое интересное - это его мысли, которые бывают разными. Иногда они похожи на праздничный фейерверк-яркие, быстрые, сверкают, играют, летают. Для Умки мир вокруг кажется таким разноцветным! В его голове появляются прекрасные идеи-тогда у него и настроение отличное. Медвежонок мечтает, чтобы эти минуты никогда не заканчивались.
Но не всегда мысли похожи на фейерверк. Иногда они, как океан, спокойные и тихие, светлые, как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда мысли такие, он чувствует себя уверенно и хорошо. Медведь мечтает, чтобы так было всегда, чтобы душевное спокойствие никогда его не покидало.
Но, иногда, Умка чувствует себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и унылое. Тогда его мысли похожи на мутную воду в непогоду. Умка называет их противными. В такие минуты медвежонок хочет как можно скорее избавиться от неприятного состояния. Ему хочется поскорее почувствовать себя снова счастливым. Но что для этого делать, он не знает. Поэтому сидит и ждет, ждет, ждет.. ?.
Сюрпризный момент (три стакана с водой)
- Когда Умке хорошо, ему все удается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (показываю стакан с чистой водой).
- Когда ему в голову приходят отличные идеи, настроение бывает прекрасным, радостным, мысли становятся похожими на салют: они блестят, переливаются, как вода в этом стакане (бросаю во второй стакан блестки и размешивает их палочкой).
Но бывает, что ему плохо, мысли печальные и неприятные. Тогда они похожи на темную, мутную воду (бросаю кусочек глины в третий стакан).
Игра «Веселый колобок»
Давайте сделаем Умке подарок и подарим ему улыбку (дети дарят свою улыбку Умке.). Чтобы поднять его настроение, потому что сейчас он очень грустный.
- Что-то не очень развеселился Умкой, давайте расскажем ему, что можно делать, когда тебе грустно. Что нужно делать, чтобы улучшить настроение?
Игрушка-колобок передается по кругу, каждый проговаривает, что можно делать, когда ему весело (можно делать добрые дела, дарить подарки, поиграть с котиком, посмотреть по телевизору веселый мультик, поиграть в любимую игру, спеть веселую песенку, послушать приятную музыку.)
Игра «Отгадай эмоцию»
Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Отгадай эмоцию». Здесь на столе у меня разложены карточки. На каждой карточке нарисован мальчик, который показывает какую-то эмоцию. Наша задача такая: по очереди один ребенок встает и подходит ко столу, выбирает одну карточку. Смотрит сам на эмоцию, и, не показывая карточку остальным ребятам, показывает эту эмоцию своим лицом. А остальные должны угадать. Для начала, я изображу вам эти эмоции сама.
Упражнение «Подарок Умки».
Психолог. Детки, сегодня к нам в детский сад приходил почтальон и принес нам письмо. Сейчас мы с вами прочитаем, от кого же нам пришло письмо. А письмо лично вам, - детям средней группы. Здесь написано, что письмо тоже от Умки.
Ну что, хотите посмотреть подарок от Умки? Это же картинки. Только я ничего не могу понять. А вы? Мне кажется, Умка немного не дорисовал. Дети, может вы поймете, что здесь нарисовано? Как вы думаете, что это?
(Дети рассматривают картину и находят неточности)
Ой, действительно, Умка подарил вам картинки мальчиков и девочек, но совсем непонятно какие они: грустные или веселые. Давайте мы им дорисуем лица: веселые, удивленные или печальные.
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Рисунок «Цветок настроения»
Цель: развивать умение выражать свои чувства.
Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость - это желтый, оранжевый, красный цвета, спокойствие - это зеленый, печаль - коричневый, черный, темно-синий. Затем каждому ребенку предлагается выбрать тот цвет, который соответствует его настроению. После этого дети фломастером дорисовывают лепестки цветка и образуется «цветок настроения» детей.
Обращается внимание на «лепестки», имеющие темные цвета, спросить у детей, почему у них такое настроение.
Заключительная часть.
Анализ выполненных работ.
Ребята, предлагаю, все ваши рисуночки собрать и подарить сегодняшнему гостю Умке. Я думаю, когда он увидит ваши рисунки, очень обрадуется. Вы согласны?
-Уважаемый Умка, мы тебя развеселили, дети у нас веселые, радостные, много умеют делать приятного и никогда не унывают, даже когда их обижают. Хочешь и тебя научим. Для этого у нас есть волшебное упражнение «Выдержанный человек». Нужно очень крепко обхватить руками свои локти и крепко зажать. Вот так и успокоиться.
Сюрпризный момент.
Детвора, вы были сегодня такие внимательные, сообразительные, умные. Я хочу тоже подарить вам вот такие «улыбающиеся шарики». Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность. Ведь когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые - препятствия. Будьте всегда радостными и добрыми и свое добро дарите своим родным и друзьям. Ведь улыбка творит чудеса. Если ты будешь приветливым, улыбчивым, тогда у тебя будет много друзей и знакомых, у которых имеется желание с тобой разговаривать, играть.
Ритуал прощания.
Упражнение «Всем, всем, до свиданья».
Дети образуют столбик из своих кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»