Жанна Балова
Работа психолога ДОУ с детьми
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я расскажу вам о работе с детьми психолога детского сада.
Все мы разные, и каждый психолог имеет право сам выбирать методики работы с детьми, какие считает наиболее удобными и эффективными.
Публикация «Работа психолога ДОУ с детьми» размещена в разделах
Но, тем не менее, работу с детьми любого психолога можно разделить на несколько направлений: психологическая диагностика, психологическая коррекция, развивающая и профилактическая работа, психологическое консультирование.
Как только ребенок поступает в детский сад, я веду наблюдение за тем, как проходит его адаптация.
Когда дети адаптировались к условиям детского сада, я ежегодно провожу психологическую диагностику развития их познавательных процессов. Познавательные процессы – это восприятие, память, внимание, мышление, речь. Такие обследования необходимы для того, чтобы следить за динамикой развития наших воспитанников, и вовремя заметить нарушение в развитии ребенка, если таковое появится.
Для диагностики я использую материалы методического пособия «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е. А. Стребелевой.
Обследование детей проводится индивидуально. В игровой форме ребенку предлагается выполнить 10 заданий, соответствующих его возрасту.
Сейчас вы как раз наблюдаете, как пятилетняя воспитанница выполняет задания, за каждое из которых я ставлю оценку в своем протоколе.
Выполнение задание оценивается по 4-х бальной системе: если ребенок понял инструкцию и самостоятельно без помощи взрослого правильно выполнил его – это 4 балла, если он справился после подсказки или более подробного объяснения – это 3 балла, если ребенок не справился с заданием после обучения, но очень хотел его выполнить – то 2 балла, если ребенок не понимает инструкцию и действует с игрушками не адекватно ставится 1 балл. Затем баллы суммируются. И если ребенок набрал в сумме от 34 до 40 баллов, значит развитие его познавательных процессов соответствует возрастной норме.
При желании родители могут присутствовать во время диагностики своего ребенка, я это только приветствую. О результатах диагностики я рассказываю только родителям и педагогам, работающим с ребенком, на индивидуальной консультации.
Если в результате диагностики у ребенка обнаруживаются нарушения в развитии познавательных процессов, нарушения саморегуляции или эмоциональной сферы, а также трудности в социальной адаптации, то с таким ребенком проводится индивидуальная
или подгрупповая коррекционная работа.
Один раз в неделю в каждой группе детского сада я провожу развивающие групповые занятия по своей авторской программе «Ранняя профилактика социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей». Моя программа прошла проверку профессионального сообщества и получила гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях».
На занятиях я стараюсь создать условия для развития эмоционально-волевой, социально-коммуникативной и познавательной сфер личности каждого ребенка. Каждое занятие построено по единому алгоритму:
приветствие,
обсуждение темы,
просмотр мультфильма,
обсуждение увиденного, игра,
прощание.
Вы имеете возможность наблюдать как проходит мое занятие с детьми. Для меня очень важно, чтобы дети получали удовольствие от наших встреч, и с радостью ожидали новых.
Некоторые дети, когда я прихожу в группу, обращаются ко мне с жалобами или вопросами, тогда я стараюсь разобраться в ситуации, примирить поссорившихся ребят, ответить на волнующие их вопросы, дать полезные совета. Иногда мне приходится экстренно вмешиваться в возникшую у меня на глазах критическую ситуацию и урегулировать ее. Такую деятельность можно назвать психологическим консультированием детей.
Безусловно, всю работу с детьми я провожу только с письменного согласия их родителей. Они имеют право отказаться от моих услуг, это дело исключительно добровольное, и принуждать вас никто не будет. Но я надеюсь, что увиденное сегодня вами убедительно показывает, что работа психолога с детьми не только безопасна для вашего ребенка, но даже полезна.
Поэтому я надеюсь на плодотворное сотрудничество как с родителями, так и с педагогами!