Юлия Тарнюева
Выявление и развитие способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.
Публикация «Выявление и развитие способностей воспитанников» размещена в разделах
Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?
Выявлять способностей и наклонностей ребенка можно и в детском саду, и дома. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям. Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ФАКТ
История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.
Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».
Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.
Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.
КАК ВЫЯВИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА
Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Необходимо быть внимательным к его вопросам, и можно понять круг его интересов.
1. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
2. Тесты, опросы. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.
ДИАГНОСТИКА УНИКАЛЬНОСТИ
Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.
Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.
ПРИЗНАКИ ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
• Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
• Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
• Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
• Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
• Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
• Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.
ПРИЗНАКИ ВЫРАЖЕННЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
• Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
• Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
• Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
• Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
• Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т. п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
• Склонность анализировать свои чувства и поступки.
ПРИЗНАКИ СЕНСОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) НАКЛОННОСТЕЙ
• Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
• Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
• Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
• Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
• Специальные способности, или правильный путь развития.
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ
Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике.
Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.
Ребенка не оторвать от книги, может быть, даже сам сочиняет стишки и рассказы? Это говорит о творческих литературных способностях.
Вернувшись из детского сада, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих и театральных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.
Обычно детей не оторвать от рисования. Но есть дети, которые проводят с карандашами или красками практически все свободное время, любят лепить - сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.
С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.
Если ребенок проявляет большой интерес конструированию, к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.
Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.